Как мир бесконечно решает, что же первоначально - яйцо, или курица, так и телевизионщики постоянно спорят о том, кто важнее в рабочем процессе – автор сюжета, оператор или монтажер.
Монтажёров - четверо, но задача у всех одна. Незаметно для телезрителя собрать воедино составные части программы, удалить ненужное, скрыть склейки материала, при необходимости наложить титры, музыку и представить готовую программу для эфира.
Один из ветеранов нашей телерадиокомпании – монтажёр Борис Ляхов. С одной стороны балагур и весельчак, собирающий странные коллекции, с другой философ и преподаватель вуза. Он работает над тематическими программами и на прямых эфирах.
Борис Ляхов, монтажёр ГТРК «Орёл»: «Собственно говоря, нашими руками и делаются все эти передачи. Да, конечно, совместно с автором, с оператором, но именно на монтаже отсеивается всё ненужное. Как скульпторы создаём эти передачи. Много здесь узнаёшь и для себя нового, потому что приходится делать передачи и информационного плана, и медицинские, и публицистические, и художественные».
Быстро и чётко смонтировать новостийные сюжеты и выпуск «Вестей» - задача Андрея Борисова и Александра Воробьева. Их отличительная черта – стремление к профессиональному росту.
Александр Воробьев, монтажёр ГТРК «Орёл»: «Работа монтажёра заключается не в простом перетаскивании захваченных кадров. Это постоянное совершенствование себя, изучение новых технологий, новых программ. Перенимаем опыт у других. Что-то берут у тебя. Из этого составляется профессиональное мастерство».
Корреспонденты в их кабинеты текут потоком, так что порой нет времени и на перекур.
Сергей Логвинов работает и над вестийными сюжетами и над программами. Музыкант по призванию - легко может озвучить любую программу и до неузнаваемости изменить исходный материал. Можно, допустим, увеличить кадр, сделать его чёрно-белым , размытым , развернуть наоборот , можно ускорить видео-материал или напротив, замедлить его. Тем более что сегодняшние компьютерные программы позволяют монтажёрам творить настоящие чудеса.
А вот 45 лет назад монтаж был механический. Пленку долго проявляли и сушили, резали специальным прессом, клеили ацетоном. И эта своеобразная аппликация выходила в эфир.