пятница 29.03.2024 15:06:52 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+





Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
ВЫБОРЫ 2024
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Открытый доступ
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Очерки и публицистика
Архивное дело
Парк культуры
Пульс
Своя земля
Контакт
Утро с митрополитом Тихоном
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Кем стать?
Желтый объектив
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
Утро России. Орел
Театральный радиопроект "Литературная волна"






Главная » Новости

15:22, 29 ноября 2007 года

ЧЕГО ТЕБЕ НЕ ХВАТАЕТ?

Знаете, что ест на завтрак английская королева? Думаете, какие-нибудь устрицы или трюфели? Ничего подобного. Простецкие кукурузные хлопья из супермаркета. Притом из пластиковой тарелочки.


Когда всевластный этикет не обязывает ее восседать во главе стола, накрытого белоснежными скатертями и уставленного бесценным серебром, чтобы в обществе немыслимо скучных людей вкушать невообразимо изысканные яства, она в свое удовольствие завтракает так, как ей нравится: хлопьями с тарелочки или даже чипсами из пакета. В большинстве других случаев английская королева должна поступать не так, как ей хочется, а как положено по статусу.

Потому что положение обязывает. Кому много дано, с того много и спросится. Если по жизни у человека что-то в избытке (власть, собственность, страсть, ум, талант, совесть: ненужное вычеркнуть), то жить среди нас ему не легче, как кажется со стороны, а много тяжелее. Это лишь на первый взгляд как бы парадокс, а на самом деле очевидная банальность. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять подряд несколько книг из популярной серии «Жизнь замечательных людей» и прочесть без предубеждения. И если применить к уникальному биографическому материалу метод бесстрастного математического анализа, то вот что выйдет в итоге: соотношение радостей и страданий в жизни каждого великого человека немногим отличается от среднестатистического показателя. Видимо, есть какой-то магический коэффициент полезного действия судьбы, одинаково действующий в любом раскладе обстоятельств. Никогда никому не жилось так хорошо, как ему хотелось бы. Может, дело в том, что желание по природе своей не может быть условием или причиной счастья? Неудовлетворенное, оно томит пустым беспокойством, а удовлетворенное исчезает, оставив после себя беспокойную пустоту.

Первое, от чего нужно освободиться, когда тебе живется плохо, так это от жалости к себе и зависти к тем, кому (на твой взгляд незаслуженно) живется лучше. Чужая участь никому не впору. Не надо мечтать о несбыточном, не надо желать невозможного. И вообще: чем меньше хочешь счастья, тем больше имеешь покоя. К тому же сбывшиеся мечты оплачиваются (по еще не открытому метафизическому закону суровой справедливости) непредвиденными расходами душевных сил, порой непосильными для личности. Как печалился стихами несчастный баловень судьбы Сергей Есенин, растративший на ненужную славу неуемную силу молодости своей! – Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Так и видишь, как он, пьяный и одинокий, кормит овсом из шелкового цилиндра извозчичьих лошадей… Как тесен ему английский пиджак! скинуть бы, да вздохнуть полной грудью… Как жмут парижские штиблеты! сбросить бы, да босиком по пыльной дороге домой, в деревню… А современникам и собутыльникам кажется: дурью мучается Серёга; чего ему не хватает?!

Вышеприведенный пример с английской королевой я почерпнул из книги Александра фон Шёнбурга «Искусство стильной бедности». Немецкий граф, журналист по профессии, он в самом начале своей карьеры оказался без работы, а родовые имения были промотаны славными предками. Сложившееся положение граф помыслил как философскую ситуацию, и свой опыт преодоления комплекса социальной неполноценности обобщил в вышеназванной книге. На своем собственном житейском примере автор выясняет тайную прелесть свободы от вещей и независимости от удобств.

Американский дизайнер Карим Рашид также полагает, что проблема современного человека не столько в недостатке возможностей, сколько в избытке предложений, перед которыми он не может устоять. Мир болен вещизмом, и эта болезнь чрезвычайно заразна. Передается она через рекламу, и особенно губительно действует на те сообщества, у которых нет культурного иммунитета к жлобству. Рынок наращивает давление на потребителя, и коварная изощренная реклама опутывает сознание мириадами соблазнов… Так паук опутывает неосторожную муху нежной паутиной, из которой ей уже не выбраться. Человек забывается в обязательствах престижа и задыхается в коконе вещей. Мифическое существо всемогущего рынка, сирена и химера одновременно, заманивает его сладкими посулами, завлекает его показными прелестями и высасывает из него жизнь: всю до капельки, вплоть до статусных похорон, которыми каждый приличный покойник выплачивает последний долг потребительскому обществу.

Одним из более-менее действенных способов сделать жизнь богаче является разумное самоограничение. Карим Рашид сформулировал свод правил бунтовщика против рабства вещей: «Тридцать способов обогатить жизнь путем отказа». Вот некоторые полезные советы из этого каталога – своего рода профилактика вещизма:

1. Возьмите в руки любую из вещей в своем доме и задумайтесь: зачем она вам нужна?

2. Приобретая новый предмет, старайтесь избавиться от другого, ему подобного.

4. Пусть все в вашей жизни, что вы вольны выбирать, поднимает настроение.

9. Больше потребляйте то, что нельзя иметь – например, музыку (и поэзию. В.Е.).

16. Ничего не покупайте, пока не найдете самое лучшее и действительно необходимое.

30. Теперь у вас гораздо больше времени: потратьте его на то, чтобы узнать что-то новое.

Последний совет я бы несколько скорректировал. Вы вернули себе часть отнятого у вас времени: потратьте его на жизнь. Время – главная роскошь, которой все живущие изначально наделены поровну. К несчастью, наш быт устроен так, что чистое пространство существования мы должны обустраивать вещами. И главная причина нашего недовольства чаще всего не ограниченность возможностей, а множественность желаний. К тому же распаленных циничной рекламой до непристойной похоти к вещам. А по поводу похоти еще Аристотель заметил: после совокупления всякая тварь печальна. Ненасытная страсть к вещам неизбежно порождает как следствие отвращение к жизни. Что, так или иначе, хотя бы в малой мере, каждый почувствовал на себе.

В порядке медитативной практики я разработал для себя одно нехитрое упражнение. Чтобы найти покой в стесненных жизненных обстоятельствах, надо мысленно вынести все вещи в доме за скобки собственности. Представьте себя бедным как Иов на пепелище и нагим как Адам в раю, чтобы почувствовать себя сиротой в мире и ощутить сиротство как блаженство (Б. Ахмадулина). И уже совсем легко будет вернуть душевное равновесие, возвращая свои вещи из небытия по одной, словно узнавая их заново. Не приобретая, а обретая как атрибуты своей скрытой сущности, в которых проявился твой вкус и выявилась система ценностей. Уверен, что каждый обнаружит, что имеет много больше, чем ему действительно необходимо. Не в этом дело.

Чего же не хватает для счастья? Как сказать… Ясно только, что не того, что можно купить в супермаркете. Я (к сожалению…) по своим доходам и близко не подхожу к среднему классу, который (судя по цифрам статистики и числу иномарок на дорогах) возрастает в количестве (но не в качестве) в нашей стране. И все же я не чувствую себя обделенным. Сравнивая условия своего существования с теми, в которых жили предыдущие поколения, я вижу, насколько мой век лучше обустроен для нормальной жизни. Другое дело, что мы злоупотребляем данностью… И в самом деле (строго спрашиваю я себя в минуты душевной слабости), чего тебе не хватает? Все, что надо, есть.

Чего тебе недостает на самом деле (сурово говорю я сам себе), так это любви. Любви к реальной жизни, такой, какая она есть на самом деле, - а не порочной страсти к той иллюзии, что симулирована в виртуальном мире рекламы. Зачем тратить силы на погоню за миражами? Наш удел – обыкновенная жизнь: странная и страшная, щедрая и жестокая, очевидная и непостижимая, пустая и невосполнимая, - но единственная и неповторимая. Кажется, ни один из всевозможных человеческих уделов не достигает счастья. И все же тот, кто идет своим путем и не поддается соблазнам легкой жизни, не достигает его в меньшей степени. Кто может отличить нелепость от парадокса, поймет, о чем речь, а с другими спорить об этом не стоит, потому что метафизические истины доказать нельзя. Но недоказанность не означает безнаказанности: незнание морального закона не освобождает от ответственности. На том стоит мир. На том и мы остановимся.

Владимир Ермаков


© 2002−2024 Сетевое издание "Вести-Орел" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись средства массовой информации серия Эл № ФС77-84935 от 21 марта 2023 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Г. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71.