|
Главная » Вести. Культура
10:49, 2 июня 2003 года
Соловьи тургеневского краяБуйной зеленью, цветущими садами, звонкими голосами птиц природа провожает весну и встречает лето. Мир радуется обновлению земли, счастью жизни. И вокруг - всем песням песнь: соловьиные трели. Никого они не оставляют равнодушными, трогают за сердце, трепетом наполняют душу.
После долгой снежной зимы и высоких вешних вод соловьи почему-то оказались особо сильные, величальные, день и ночь не умолкают их чарующие переливы в Тургеневском крае, на Орловщине. Старейший научный сотрудник заповедной усадьбы великого русского писателя в Спасском-Лутовиново Б.В. Богданов посвящает в таинства соловьиного пения:
Природа исполнена гармонии, полна звуков, и птицы слагают песни из строф этой музыкальной сокровищницы. В каждом крае богатства ее схожи, но везде все-таки свои - во многом неповторимые, поэтому и пернатые одного вида поют по-разному: зависит от общего хора в данной местности.
<Лучшими соловьями всегда считались Курские, но в последнее время они похужели, - читаем у И.С. Тургенева, - Издавна славились виртуозы Черниговские, Бердичевские, Тульские, Польские... Позднее, уже в наше время, были отмечены похвалой питомцы киевских, казанских, белорусских, подмосковных угодий. Ценились популяции <Свистовые>, <Аллигаторы>, <Графские>.
Существовала целая наука об особенностях склада соловьиных песен. Были искусные слушатели и мастера отлова самых голосистых птиц, - замечает Борис Викторович. - Все это, увы, осталось в далекой старине, забыто в нашем торопливом веке. Некогда! Сегодня редко кто знает истинные достоинства импровизаций соловья. Хотя, правда, и раньше в тонкостях дивного пения птицы разбирались немногие.
Даже великолепный знаток природы, чародей слова И.С. Тургенев не решился сам оценивать любимых солистов Спасского сада. Его рассказ < О соловьях> списан < со слов одного старого и опытного охотника>. < Я постарался сохранить все его выражения и сам склад речи>, - отмечал Иван Сергеевич.
По охотницким замечаниям рассказчика, хорошего соловья от дурного с виду отличить трудно. Многие даже самку от самца не узнают... Выбирать надо соловья, у которого глаза большие, нос толстый, и чтобы был плечист и высок на ногах.... А поет он всегда сидя, на лету, когда за самкой ныряет, курлычит...
Хороший, нотный соловей, по словам тургеневского рассказчика, должен петь рассудительно, разборчиво и не мешать колена. Примется какое - нибудь колено чесать - не сойдет с него до истомы, проберет хоть кого. А колена вот какие бывают: пульканье, клыканье, лешева дудка, кукушкин перелет, гусачок, юлиная стукотня, почин.
В песне лучших соловьев до 16 таких вариаций (колен), повторяемых в разных сочетаниях. Получается нечто вроде нот, зная их звуковые содержания, можно не только оценить полноту импровизации, но и в какой-то мере воспроизвести ее.
И.С. Тургенев один из первых в России изобразил соловьиные строфы в виде буквенных сочетаний (типа <тю-ит>, <пью-пью>, <ци-фи>, <ци-фи>, <тии-вить>). Несколько позднее подобное переложение звуков на человеческий язык сделал в более полном виде известный русский ученый, натуралист, профессор лесного института Д.Н. Кайгородов.
Думается, что азы <соловьиной грамоты> полезно знать всем любителям природы. Богаче и увлекательней станет досуг, приоткроются многие тайны семейства дроздовых птиц. Именно <нотные> благозвучные строфы послужили нам звуковым ориентиром при выборе <капельмейстера> Спасско-Лутовиновского парка.
.... Подобрались довольно близко к соловью, сидящему на черемуховой ветке, метрах в двух от земли. Приподняв головку, он пел самозабвенно, словно не замечая ничего вокруг. Ему внимал весь хор пернатых - все замирало, слушая его. Мы тоже замерли от чародейства трелей. Какая сила в голосистой красоте!, неподражаемо, неповторимо!, неслыханная никогда еще такая чудо-песня заворожила слух!. Невольно вновь вспомнилось тургеневское, только что прочитанное: < Так звенит приятно, как стеклышки, душу всю поворачивает>.
- Выходит, возрождает былую песню орловский, спасско-лутовиновский певец?
- Да, похоже, так, - соглашается гостеприимный старожил заповедной усадьбы, довольный и услышанной песней, и растущей популяцией местных соловьев.
- Каждую весну вслушиваюсь, изучаю, сколько колен в песне умеют выводить спасские соловьи, - продолжает Борис Викторович, - И однажды был просто поражен, обнаружил закономерность в хоре птиц. Проверил себя: не почудилось ли? Да, действительно, закономерность повторялась. Еще, еще и еще раз...
На какой -то момент умолкали разом все соловьи, и слышались трели только одного, самого голосистого. Звучно, отчетливо выделывал он колено за коленом. Заканчивал песню, и сразу хором ступали молодые соловьи. Забавно было слышать, как некоторые из них, сделав два-три колена, сбивались, путались и замолкали. И снова в тишине звучал голос мастера-учителя. Тут я понял, какая выпала удача - присутствовать на занятиях соловьиной школы.
...Мы уезжали. Тургеневский парк продолжал звенеть трелями. Птицы ставили голос, набирали силу песни. В начале лета, 4 июня - соловьиный день, своего рода смотр мастерства пернатых солистов: их в этот день издавна слушают знатоки для выявления самых лучших голосов весенне-летнего сезона.
Юрий Лихопек
|
|