пятница 26.04.2024 04:08:42 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+







Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
ВЫБОРЫ 2024
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Открытый доступ
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Очерки и публицистика
Архивное дело
Парк культуры
Пульс
Своя земля
Контакт
Утро с митрополитом Тихоном
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Кем стать?
Желтый объектив
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
Утро России. Орел
Театральный радиопроект "Литературная волна"
Большой Футбол






Главная » Новости

10:19, 15 марта 2012 года

15 марта отмечается всемирный день защиты прав потребителей

К этой дате в Управлении Роспотребнадзора по Орловской области прошла целая серия акций, в том числе и совместный прием граждан по проблемам, связанным со сложной бытовой техникой.


В Управлении пригласили экспертов, которые непосредственно сталкиваются с некачественными устройствами, и, что называется, «из первых рук» получили ответы на ряд важных вопросов.

В отдел по защите прав потребителей постоянно приходят за помощью орловцы, причем от четверти до трети всех обращений приходится именно на электронику и сложную бытовую технику. Только в феврале за помощью сюда пришел 41 покупатель, рассказала старший специалист управления Лариса Егорушкина.

Лариса Егорушкина: «Самый большой процент – по бытовой технике 26, 27 до 30 процентов. От всех обращений. В основном жалуются – это телефоны, это холодильники. Очень много жалоб по поводу холодильников. А дальше уже компьютеры, вся электробытовая техника. В основном идет заводской брак. Продавцы не хотят подтверждать, проверять качество, было очень много обращений, когда обманывают покупателей в том смысле, что продают товар, не проверяя, не предоставляя потребителям возможность ознакомиться с качеством. Т.е. они приходят в зал, как рассказывают потребители, выбирают товар, а дальше им говорят, что через два дня мы вам привезем, привозят, естественно не то, что они выбирали, упакованный, бывает там где-то ссадины, помято или какие-то дефекты. После всего этого у потребителя есть право в течение 15 дней обратиться в магазин, но ему приходится доказывать, что это при транспортировке не они помяли, царапину не они сделали, то есть начинаются проблемы. Лучше всего проверить в зале и забрать данную технику. Нужно просить, чтобы включили, проверили качество работы – это самый лучший вариант, а не доверять Ому, что привезут через несколько дней. Это касается не только дешевой, но и дорогой техники. Были даже жалобы на то, что продан товар, бывший в употреблении. И не было информации, что был произведен ремонт».

Многочисленные жалобы возникают в связи с отказом продавцов принимать некачественный товар для проведения экспертизы. Однако необходимо помнить, продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, и в случае необходимости провести проверку его качества. Потребитель вправе участвовать в такой проверке. А при возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Таким образом, проведение проверки качества и экспертиза товара - не право, а обязанность продавца.

Лариса Егорушкина: «Если на товар установлен гарантийный срок, и в течение гарантийного срока выявлен недостаток, магазин обязан принять товар и провести проверку качества за свой счет. И если потребитель не согласен с результатами проведенной проверки, тогда он просит провести экспертизу уже независимую. И это тоже проводится за счет магазина. Но если на товар уже закончился гарантийный срок, но это в пределах двух лет, потребитель сам проводит экспертизу, доказывает, что это был продовольственный брак, тогда уже по результатам магазин возвращает деньги».

Потребители часто задают вопросом о правомерности потребовать от продавца предоставить на время проведения проверки экспертизы аналогичный товар. Как пояснили в Роспотребнадзоре, данное требование распространяется только на товар ненадлежащего качества, уже сданный на гарантийный ремонт. А пока идет экспертиза – никакой замены потребителю не положено.

Лариса Егорушкина: «Люди, приобретая сложную бытовую технику, в основном это сотовые телефоны, в течение пятнадцати дней с момента покупки обнаруживается какой-то недостаток, и естественно покупатель обращается в магазин. Магазин проверку качества не может провести. Продавец посмотрел и говорит, что нужно отправить телефон на проверку качества в сервисный центр. Сдают этот телефон, в квитанции пишут: заявлена неисправность такая-то и такая-то, со слов потребителя. Через двадцать дней возвращается товар, где в квитанции написано, что заявленный недостаток не подтвердился, что телефон протестирован в исправном состоянии. Бывает так, что приходят потребители и говорят, что телефон работает несколько дней и обнаруживается тот же самый недостаток. Им предлагают сдавать на повторную проверку качества. И опять магазин отправляет в сервисный центр, не проводя проверку. Хотя по закону продавец обязан провести экспертизу качества товара. И получается, что тот человек, который в течение пятнадцати дней выявил недостаток, у него начинаются мытарства – пока пройдет суд, пока не подтвердит экспертиза наличие производственного брака. Это проблема, и почти каждый день с этим обращаются».

Мы уже не раз поднимали тему дополнительной гарантии, которую предлагают при покупке различных устройств.

Почти все крупные магазины бытовой техники и электроники предлагают собственные программы дополнительного сервиса. Теоретически, этот сервис позволяет производить техническое обслуживание и ремонт техники после истечения заводской гарантии. Однако условия выполнения работ по сертификату вызывают много вопросов у покупателей. Так нередко возникают ситуации, когда продавцы не просто предлагают, а практически ставят в зависимость приобретение основного товара с обязательным приобретением такого сертификата, что нарушает гражданский кодекс. А кроме того, продавцы продают воздух – то есть все действия по дополнительной гарантии покупатель может сделать и сам. Причем совершенно бесплатно – пояснил руководитель общественной организации «Департамент судебной экспертизы, технических исследований и правовой коррупциогенности» Николай Трубицин.

Николай Трубицин: «Когда потребитель берет дополнительный сертификат, то надо его внимательно читать. Если прочитать, то выходит, что в этой гарантии ничего и нету. Написано, «гарантия не распространяется на дисплеи, на шлейфы и так далее», возникает вопрос, на что тогда она распространяется. А распространяется например на то, что стерт серийный номер. При покупке камеры обнаружили дефект, и на экспертизу отправить нельзя, потому что стерт серийный номер, тогда они идут навстречу. А большинство экспертиз никаких мер принимать не будут, потому что это с заводом не согласовано, а дополнительную гарантию дает магазин. Если согласовано с заводом, то это нормально. Так, например, работает Samsung, можно и на сайте заполнить заявку, и будет продлена гарантия. А если ПТС от самого магазина, то все надо внимательно читать. Есть магазин «Связной», там написано, что гарантия не распространяется на те самые элементы, которые чаще всего выходят из строя. Обновление программного обеспечения может сделать сам потребитель, практически все мировые лидеры по продаже сотовых телефонов имеют свои сайты, и сам потребитель бесплатно, имея только компьютер, может обновить это ПО, а если не имеет компьютера, может потратить немножко денег может обновить с самого сотового телефона».

Вообще вопросов по теме экспертизы возникает масса. Во-первых, это связано с желанием продавцов извлечь максимальную прибыль. Если в фирме есть прямой договор с фирмой-производителем, то продавцу легче взять у потребителя некачественный товар и вернуть его изготовителю. Если же магазин действует через кучу посредников и не имеет прямого контакта с производителем – тут и начинаются препирательства с покупателем и сэкономленные пара сотен оборачиваются потраченными нервами. Поэтому Николай Трубицин советует приобретать товар не у того, кто продает его по самой низкой в городе цене, а у того, кто работает напрямую с производителем. Уточнить адреса магазинов можно на сайте самой фирмы-производителя.

Еще одна проблема, приводящая к росту жалоб на качество бытовой техники, – всё больше фирм переводит свое производство в Китай. Как следствие – стремительно падает качество предлагаемых товаров. Но потребитель расплачивается вполне качественными рублями и вправе требовать за свои деньги качественный товар. Если же продавец отказывается решать проблему – отстаивайте свои интересы в суде. Тем более, что в Роспотребнадзоре всегда помогут составить исковое заявление в суд и помогут направить товар на экспертизу в организацию, где есть квалифицированные эксперты. Кстати, далеко не во всех фирмах, предлагающих свои услуги, есть специалисты необходимого профиля. Иногда, чтобы докопаться до истины, приходится отправлять товары на экспертизу в северную столицу.

Николай Трубицин: «Про радиоэлектронную технику что еще можно сказать. Есть добросовестные продавцы, которые заключают договор с производителем, и потом нет никаких проблем по обмену товара. Даже магазину не выгодно эту технику ремонтировать, а выгодно назад на завод отослать. Почему? Потому что по договору завод этому продавцу выдает новую технику и возмещает компенсацию».

В ходе встречи у жителей возникали вопросы по ряду других некачественных товаров, не относящихся к бытовой технике, поэтому мы в ближайшее время еще вернемся к теме защиты прав потребителей.


Вести-Орёл

© 2002−2024 Сетевое издание "Вести-Орел" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись средства массовой информации серия Эл № ФС77-84935 от 21 марта 2023 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Г. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71.