Пригородные поезда МЖД перевозят более 500 миллионов человек в год
Выбирая между электричкой и автобусом, пассажир чаще останавливается на железнодорожном транспорте, у которого есть свои значительные преимущества, надежность, скорость безопасность.
Еще одно важное достоинство – на железной дороге не бывает пробок. Поэтому, заплатив за проезд, пассажир хочет главного – чтобы услугу ему оказали в полном объеме и железнодорожники это требование выполняют. Исключения крайне редки. Более того, в интересах потребителя уже второй год организация пригородных пассажирских перевозок идет по новым правилам. Рассказывает начальник службы корпоративных коммуникаций «Московской железной дороги» Владимир Мягков.
Владимир Мягков: «В соответствии с решением Правительства РФ у регионов появилась своя четко определенная роль в организации пригородных перевозок - формирование регионального заказа. То есть определение маршрутной сети, определение составности поездов. Федеральное правительство заложило25 млрд. на компенсацию убытков от пригородных пассажирских перевозок, а ОАО «РЖ» еще компенсировало пригородным пассажирским компаниям еще 10 миллиардов, соответственно на долю регионов остается лишь небольшая часть».
И вроде бы общий язык железнодорожники с представителями региональных властей находят, но неувязки возникают, как правило, когда дело доходит до исполнения финансовых обязательств.
Владимир Мягков: «В виду разных обстоятельств, трудностей с бюджетом, может быть некоей консервативности в понимании этого, большинство регионов не заложили необходимые суммы, то есть где-то это часть суммы, где-то меньшая, где-то большая, но полной компенсации выпадающих доходов не получилось. Соответственно, у пригородных пассажирских компаний образовались убытки. Сейчас начинает формироваться бюджет 2013 года, соответственно, необходимо чтобы там были полностью предусмотрены суммы компенсаций выпадающих доходов пригородным пассажирским компаниям».
На федеральном уровне четко понимают – отлаженная работа пригородного транспорта несет в себе серьезную социальную составляющую, электрички не дают «РЖД» прибыли, наоборот, речь идет о колоссальных убытках. Государство покрывает львиную их долю. Серьезную часть берут на себя железнодорожники. Но необходима и помощь регионов. Без региональных компенсаций перевозчики, в свою очередь, не могут рассчитаться за содержание инфраструктуры. Компания до предела уменьшила стоимость эксплуатации, обслуживания, аренды и ремонта подвижного состава. Несмотря на это ОАО «РЖД» продолжает в полной мере исполнять прямые обязательства перед регионами, и реализовывать инвестиционные проекты.
Владимир Мягков: «31 миллиард в 2011 году МЖД инвестировала в различные объекты на территории регионов, где она проходит. И плюс налоговые платежи. Мы внесли в бюджеты субъектов федерации в прошлом году около 6 миллиардов рублей. Т.е. вот эти цифры, 6 миллиардов, 31 миллиард инвестиций, плюс девять миллиардов компенсации ОАО «РЖД пригородным компаниям – и порядок, который необходимо компенсировать регионам – это где-то 100 миллионов, 150 миллионов в зависимости от размера движения – они не сопоставимы. И нам надо искать точки соприкосновения. Потому что дальнейшее наращивание убытков пригородных пассажирских компаний влияет на то, что они не смогут обеспечивать потребность населения в пригородных перевозках, и тем самым этот вопрос может приобрести нежелательную социальную остроту, и решение здесь именно в формировании бюджетов, реализации вопросов пригородного сообщения и полной компенсации убытков пригородной пассажирской компании».