В усадьбе «Спасское-Лутовиново» открылась уникальная выставка из фондов государственного исторического музея – «Россия Николая Васильевича Гоголя».
Коллекцию выставляли в 2009-м году, к двухсотлетию Николая Васильевича, потом в Риме, где была написана поэма «Мертвые души», и вот теперь у орловчан есть возможность взглянуть на рукописи самого мистического писателя России.
Крупнейший исторический музей России свои коллекции в глубинках практически не выставляет. Зал музея-заповедника «Спасское-Лутовиново», едва ли не единственное место, где, по мнению устроителей, экспонатам комфортно и безопасно.
Наталья Каргаполова, ведущий научный сотрудник государственного исторического музея (г. Москва): «Мы пополняли эти выставки отдельными экспонатами, а вот такая грандиозная и уникальная по составу – в первый раз. И я должна выразить благодарность сотрудникам этого замечательного музея. Здесь особый дух – гений места. И сотрудники – на такой высоте, что просто им – огромное спасибо».
Выставка отражает творческий и жизненный путь Гоголя – пейзажи Диканьки - хутора, близ которого он родился и который описал потом в своих «Вечерах». Санкт-Петербург – там он работал над созданием персонажей «Мертвых душ». Рим, где закончил поэму. В своих вояжах по миру, Гоголь находил время, для общения с Тургеневым, а тот в свою очередь часто цитировал его в письмах к друзьям.
Андрей Яновский, заместитель директора государственного исторического музея (г. Москва): «Этих людей объединял талант, этих людей объединяла любовь к России».
«Россия Гоголя» представлена иллюстрациями к его романам, выдержками из дневников и рукописей писателя. Всего – 62 экспоната.
Каждый предмет на выставке уникален, но самый таинственный экспонат – перо, которым Гоголь вносил правки во второй том «Мертвых Душ». Рукопись Николай Васильевич сжёг, но сотрудники государственного исторического музея считают, что образы, сюжеты и все тайны романа хранятся на кончике пера. И однажды их – расшифруют.
Экспозицию дополняют менее мистические, но не менее интересные предметы, взглянуть на них можно будет в течение трёх месяцев. После коллекцию увезут обратно, где и когда её выставят вновь, пока неизвестно. До Спасского-Лутовинова подобное событие произошло дважды – в 2009 в самом государственном и историческом музее, и позже в Риме.