Тысячи юношей и девушек нашей области отгуляли на выпускных вечерах, и теперь перед ними со всей остротой встал вопрос: как строить жизнь дальше. Комментарий журналиста Алексей Кузьмина.
Общественные настроения консервативны. Они не меняются в одночасье. В этом году, как и прежде, подавляющее большинство выпускников намерено поступать в вузы. Число желающих стать юристами и экономистами не уменьшается. В общественном сознании крепко укоренилась мысль, что жизненный успех – это сидение в конторе, которая называется офисом, а быть менеджером, который по характеру работы экспедитор, лучше, чем работать слесарем. И в этом году множество дипломированных специалистов, как и в прошлые годы, будут искать работу в конторах и испытывать жгучее разочарование оттого, что они никому не нужны.
«Предприятие приглашает на работу комбайнеров, механизаторов, сварщиков и водителей». Такие объявления размещают в каждом номере любой районной газеты. Перечень рабочих профессий можно продолжить. К примеру, только Залегощенский сахарный завод приглашает на работу 25 специалистов. Среди них токари, электросварщики, машинисты кранов, руководители среднего звена. При этом заработная плата специалистов довольно приличная и позволяет неплохо жить. Машинист буртоукладочной машины, например, может зарабатывать до 35 тысяч рублей в месяц. Во многих европейских странах такая зарплата считается неплохой. Но сегодня главная проблема нашей экономики – острая нехватка профессионально подготовленных работников. Это относится не только к тем, кто получил дипломы о высшем образовании на платной основе и мало что умеет делать. Прежде всего, речь идёт о рабочих специальностях. У нас до сих пор не разберутся: кто их должен готовить? Сами предприниматели или государство?
Существовавшая в советское время система начального профессионального образования сегодня фактически прекратила своё существование. А с нового учебного года в остатках этой системы снова перемены. Персонал профтехучилищ только приспособился к новым обстоятельствам, когда сильно поредел поток выпускников основных школ, как вот они - новые преобразования - и надо перестраивать учебный процесс. Хотя предыдущая реформа ударила по системе больно.
Сейчас на базе профтехучилищ предлагается создать своего рода центры обучения и переобучения. Время покажет, насколько это нововведение окажется жизнеспособным. Однако если раньше в Шаблыкинском профтехучилище было несколько групп учащихся, то сегодня их осталось только две – 25 будущих механизаторов и столько же продавцов. Примерно такая же картина и в других профтехучилищах. Как говорится, ломать – не строить. Поставленная в президентском послании задача создать 25 миллионов современных рабочих мест, как мне представляется, это не столько закупить оборудование для этих мест, а подготовить людей, которые бы умели на этом оборудовании работать.
Удачи вам и вашим детям в выборе будущей профессии!