четверг 28.03.2024 23:55:18 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+





Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
ВЫБОРЫ 2024
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Открытый доступ
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Очерки и публицистика
Архивное дело
Парк культуры
Пульс
Своя земля
Контакт
Утро с митрополитом Тихоном
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Кем стать?
Желтый объектив
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
Утро России. Орел
Театральный радиопроект "Литературная волна"






Главная » Новости

15:01, 23 сентября 2013 года

Услышать и помочь

Всемирный день предотвращения самоубийств отмечается 10 сентября с 2003 года по инициативе Международной ассоциации по предотвращению самоубийств (МАПС) при активной поддержке Всемирной организации здравоохранения и под патронажем Организации Объединённых Наций.


Ежегодно в России около 24 тысяч человек сводят счеты с жизнью среди них приблизительно 200 детей и 1500 подростков.

Всемирная организация здравоохранения поставила Россию на третье место в мире по количеству самоубийств на душу населения. А уровень суицида у нас эта самая представительная медицинская организация оценивает как критический. Причём, в мире средний показатель по этой возрастной группе почти в три раза ниже, чем в нашей стране.

Тревожную ситуацию прокомментировала Надежда Есипова, психолог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии Орловского государственного университета.

Надежда Есипова: «Вопрос о детских суицидах не является каким-то отдельным. Суицид – это завершение диалога ребенка с миром или с окружением. Крик о беспомощности, безвыходности, злости, обиде. И он совершается тогда, когда предшествующие сообщения об этом были не услышаны. Особенность работы с ребёнком в том, что его личность ещё складывается и очень во многом зависит от окружения родственников и тех взрослых, которые с ним общаются. Сверстники тоже оказывают большое воздействие, но помочь могут в основном взрослые.

У детей ещё нет опыта совладания, и когда у ребёнка возникает беда или проблема в жизни, он не понимает, что это только одна из проблем и что когда-то она закончится. Ребёнок чувствует, что эта проблема занимает всю его жизнь, всё его пространство. И что эта эмоциональная боль будет бесконечной. Здесь необходима помощь взрослого.

Я бы хотела так представить суицид – это реакция личности ребёнка на безвыходную ситуацию, но готовился он в течение всей жизни ребенка. Каждому из нас и особенно ребенку важнее в жизни отношение и понимание на невербальном уровне. Суициды, к сожалению, бывают не только у подростков, но и в младшем школьном возрасте и даже, у более младших детей. Эти дети вряд ли словами смогут описать, что с ними происходит.

В жизни человека вообще важней невербальные переживания, то, что трудно описать словами. Самые важные вещи словами не опишешь, как было сказано в одной из пьес Шмидта. То, что связано с привязанностью, любовью, болью, разочарованием, обидой очень трудно передавать словами.

Так вот, для ребёнка важно, чтоб кто-то его понимал вот в этом бессловесном его переживании. А чтобы понимать, нужно видеть самого ребёнка и вчувствоваться в него. Видеть не то, как он себя ведёт, не то, как он учится, слушается он или не слушается. А то, как он живёт, просто видеть, как ему, как человеку, живётся в его мире. Необходимо, чтобы нашёлся взрослый - мама, папа, бабушка, учитель, педагог, который способен считать, вчувствоваться в пространство ребёнка

Что, собственно говоря, ребёнку нужно? Чтобы его встретили в его интересах, в его потребностях, его проблемах. Увидели его возможности, его силу, его слабость. Поддержали его в его сильных сторонах и усилили их, дополнили. Это основная схема поддержки ребёнка.

Проблема в том, что взрослые часто пропускают эти невербальные сигналы. Не из-за того, что им не хочется или не из-за того, что им некогда. Мало, кто из взрослых может похвалиться тем, что он был понят в детстве. А если человек не имеет такого опыта, ему трудно вчувствоваться в состояние другого человека.

На Западе есть такое направление, когда предлагают педагогам обязательно проходить хотя бы минимум психотерапевтической работы, для них самих важной. У нас, наверное, это не очень реально, но реально оказывать помощь самим взрослым, которые рядом с детьми - родителям, педагогам. Им необходимо показывать, что это такое, когда тебя понимают и что такое поддержка. Если человек это прочувствовал, он сможет передать это кому-то другому. А если взрослым самим трудно, то у них нет сил помочь ребёнку.

И собственно говоря, что происходит? Ребёнок сначала пытается невербальным поведением показать, т.е. без слов, своим состоянием, своим настроением, своей активностью или наоборот заторможенностью, а если это не понимается, он переходит на уровень заболеваний. Это следующий язык, дальше он разговаривает телом, идет психосоматика. Если это не понимается, идёт искажение поведения, т.е., оно становится проблемным. Либо агрессия по отношению к обществу, либо агрессия по отношению к себе, чем, собственно говоря, и является суицид. Это как бы завершение пути непонимания.


Ребёнку в любой ситуации, особенно в сложной жизненной ситуации, необходим добрый, надёжный принимающий и сильный взрослый человек. А чтобы взрослый мог быть таким, он должен позаботиться о своём собственном состоянии, о своей устойчивости в этой жизни. Хорошо, если есть верные, надёжные друзья, но не здорово на них сваливать груз эмоциональных проблем. Я хочу сказать о том, что обращение за психологической помощью столь же естественно, как обращение к терапевту. Когда болит душа это ещё больнее, чем когда болит тело.

В городе Орле есть кабинеты психологической помощи, в которых готовы оказать вам помощь и поддержку».


Светлана Кузник

© 2002−2024 Сетевое издание "Вести-Орел" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись средства массовой информации серия Эл № ФС77-84935 от 21 марта 2023 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Г. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71.