суббота 20.04.2024 07:23:06 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+







Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
ВЫБОРЫ 2024
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Открытый доступ
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Очерки и публицистика
Архивное дело
Парк культуры
Пульс
Своя земля
Контакт
Утро с митрополитом Тихоном
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Кем стать?
Желтый объектив
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
Утро России. Орел
Театральный радиопроект "Литературная волна"
Большой Футбол






Главная » Вести. Культура

12:13, 18 мая 2004 года

Русскому стилю> - 10 лет

<Театру нужно идти к простым и ясным человеческим переживаниям и философскому осмыслению жизни>, --
сказал в беседе с театральным критиком Людмилой Васильевой художественный руководитель муниципального театра <Русский стиль> Валерий Симоненко.



- Валерий Иванович, судя по нашей российской прессе, театр сегодня на подъеме. Сейчас о театре много пишут, по радио и телевидению идут программы о спектаклях:. московских, главным образом. В столице и городах России проходят престижные фестивали, и у нас в Орле недавно торжественно и празднично были подведены итоги конкурса <Событие сезона>, проходит показ лучших спектаклей Всероссийского фестиваля <Золотая маска>. А у меня такое ощущение, что большой правды за этими зрелищами не стоит. Спектаклей, от которых бы светлело на душе, которые бы до слез волновали, не так уж много. Куда, на ваш взгляд, идет театр? Что вам видится в сегодняшней театральной ситуации? Что вас, как художественного руководителя орловского муниципального театра <Русский стиль>, волнует?

-- Одна из главных проблем, которая меня волнует, - отсутствие основы театра - драматургии, которая выражает сегодняшний день. Нет современного героя.

- А в жизни он есть?

- А мы с вами разве не герои? При всей нашей индивидуальности, в нас есть типичные черты социального слоя, который мы представляем. У нас одни ценности, мы живем внешне одинаково, у нас одни проблемы, которые мы пытаемся решать и т. д. Ну почему только криминал, менты, проститутки, маргиналы могут быть героями пьес? Мне нормальный человек сегодня интересен куда больше. Чем живет россиянин, что он преодолевает в себе, чем недоволен, как противостоит всеобщему распаду? Мне интересны его драмы и счастливые мгновения. Такого героя нет. Тогда возникает вопрос: как театру жить, что делать актеру и режиссеру сегодня, когда нет большой, умной, наполненной животрепещущими проблемами драматургии?

- Но ведь театр живет. Сегодня идет много классики. Да и у вас в репертуаре: <Грабеж> Лескова, <Гроза> Островского, <Реквием> Леонида Андреева. Молодые драматурги пишут свои версии классических сюжетов вот, к примеру, Михаил Угаров сочинил <Облом off>, орловцы посмотрели этот спектакль на фестивале <Золотая Маска>. В столице созданы центры современной драматургии, новые пьесы сегодня идут даже на академических сценах, разве нельзя это явление назвать современным?

- Этот вопрос даже не требует обсуждения. Немирович-Данченко абсолютно точно сказал, что современный театр может существовать, если в репертуаре 60% современной драматургии и 40% классики. Если этот баланс нарушается -- это театр несовременный. Мы возвращаемся к проблеме современной пьесы, которая на сегодняшний день практически отсутствует. Новая драматургия берет только верхнее течение, поэтому мне ее ставить неинтересно. Театр существует в ощущении потери второго плана. А тогда о чем говорить и какими словами, если нет второго смысла? Есть <зернышки>, но скорее в форме, чем в содержании.

- Валерий Иванович, ваш учитель, замечательный режиссер Анатолий Васильев, когда-то поставил спектакль <Взрослая дочь молодого человека>. Драматургии как таковой не было, он поставил спектакль поверх пьесы Виктора Славкина. Он начинил ее своими мыслями и образами и создал спектакль -- веху в нашей, истории одного поколения истории. Есть ли какая-нибудь возможность сделать такую же акцию?

-Да, есть возможность, но для этого нужны время и обстоятельства, какие были у Васильева. В данном случае драматург Славкин был заведующим литературной частью в театре им.Станиславского, где тогда работал Васильев, они несколько лет вместе писали эту вещь, тут очень сложно отделить драматургию от режиссуры. В принципе, это абсолютно авторская вещь Анатолия Васильева. Это первое. Второе --удивительно реальный конфликт, конфликт шестидесятников, то есть был герой, лишенный возможности поступка, как и сам Васильев. Так сложилось. И родился спектакль века. Васильев все время экспериментирует, у него есть для этого все условия. Его театр практически не играет спектаклей. Государство, понимая необходимость такой лабораторной работы, материально его поддерживает. У него прекрасное здание, оснащенное великолепной аппаратурой, он имеет возможность оплачивать труд самых дорогих и востребованных актеров, и никто не обязывает его регулярно выпускать премьеры, он годами работает над спектаклями, добиваясь от актеров точного выполнения своих задач.

Периферийный театр живет в других условиях. Государство дает средства только на небольшую зарплату. Театр - дело дорогостоящее. Мало того, что надо решать непростые хозяйственные проблемы, приходится искать деньги на постановки. Нужны костюмы и оформление, надо оплачивать работу приглашенным специалистам: художнику и музыканту, автору пьесы и педагогам по речи и танцу, хореографу. Нужно заказывать афиши и программки, давать рекламу в средствах массовой информации, -- расходы у театра колоссальные. В <Русском стиле> всего 50 мест, много ли мы можем заработать своими спектаклями? До эксперимента ли мне сейчас?

-- Валерий Иванович, десять лет назад, на волне общественных перемен вы создали театр с необычным названием, со своей программой. На протяжении этого времени вы старались строить оригинальный репертуар. Вы искали своего зрителя - единомышленника. Прошли годы, пора подводить итоги. Судя по тому, что вы отмечаете юбилей театра очень скромно, не делая из этого события огромного масштаба, судите вы себя по счету высшему, что, прямо скажем, в Орле не принято.

- Я думаю, что мы пережили первый этап становления. Радостно кричать об этом - не дело театра, надо заниматься творчеством, а не саморекламой. Самое главное -- за это время у нас образовался свой зритель. Значит, театр есть, он востребован. Что касается наших спектаклей, мы, конечно, ориентируемся не только на мнение зрителя, мы сами судим себя очень строго. К удачам относимся сдержанно, а неудачи воспринимаем как творческий урок. Подводя итоги, я, как руководитель театра, вижу пути его дальнейшего развития и ощущаю некоторый тупик, который обусловлен положением театра в городе. Театр - дело затратное, если нас будут поддерживать только морально, мы не сможем дальше развиваться как творческий организм. Пришло время, когда бедность оборачивается катастрофой.

- Валерий Иванович, помните, в начале этого сезона мы с вами говорили о том, как он сложится. Мы мечтали о том, что у нас родится тургеневское <Дворянское гнездо> и спектакль по рассказам Бунина, но не случилось. - Дело в том, что <Дворянское гнездо> связано с большими постановочными затратами на костюмы, на оформление - это очень серьезно для города Орла. Театр сам решить эти проблемы не может. Спектакль планировался как целевой заказ, когда администрация города оплачивает постановку. Этот вопрос был практически решен, но ситуация, сложившаяся в финансировании города, не позволила выделить театру <Русский стиль> денег на постановку. Этот вопрос не снят, работа над <Дворянским гнездом , так же, как и постановка спектакля <И плывет корабль> по произведениям И.А. Бунина просто чуть-чуть отодвинута.

- А нельзя придумать решение, которое не потребует таких затрат?

- К нам сегодня приходит зритель, который посещает и другие театры, где он видит красиво оформленные спектакли, добротные костюмы, а у нас таких возможностей <одеть> спектакль нет. Мы ощущаем на себе зрительскую любовь, но когда люди говорят: <Господи, какие же вы нищие!>,-- нам становится не по себе. Раньше мы могли и на палочках сыграть, тогда это было даже интересно, но время прошло, у нас должен быть хороший свет, хорошее звуковое оформление, костюмы --а это все тысячи рублей. Усекается самое главное -- творческий процесс. Наверное, я в своей политике кажусь непоследовательным: обещаю одно, а делаю другое. Но лучше быть непоследовательным, чем жалким.

- И все - таки зритель к вам идет, он любит ваш бедный театр.

-Театр <Русский стиль> в меру того, что он маленький, неожиданный, вызывает интерес. Я не хочу казаться нескромным, но посмотрите в книге отзывов: нас любят в городе, приезжий зритель идет. Москвичи, петербуржцы, воронежцы пишут: < Это замечательно! В нашем городе такого театра нет>, и мы невольно становимся лицом города Орла для приезжего человека. За этим за всем стоит ощущение, что мы можем быть более привлекательными. Время бедного театра прошло, сегодня театр принципиально другой, а это требует других постановочных возможностей. Практически театр за 10 лет создан: он построен, <намолен>, он имеет зрителя, неплохую труппу, и вот теперь, если не произойдет финансового вливания, он, конечно, не умрет, но будет медленно умирать. Театр -- это подарок, сейчас его надо немного оформить.

- Валерий Иванович, вы сказали, что знаете, как ваш театр будет развиваться. А что требуется от вас, как режиссера?

- Я понимаю, что должен быть честным. Есть ли выход? Есть. Надо просто очень внимательно посмотреть на прошлое русского театра. Нужно идти к простым, ясным человеческим переживаниям и философскому осмыслению жизни.

- Ну вот, значит, все-таки, несмотря на хроническое безденежье, театр <Русский стиль> медленно умирать не собирается?

- Когда я так говорю, это не значит, что мы ничего не делаем. Мы как раз сейчас очень активно работаем. Это чисто русское: поплакал-поплакал, а потом взял топор и вырубил половину леса. Без эксперимента театр вообще не может существовать. Мы сейчас работаем над спектаклем <Любовь - мой грех> по сонетам Шекспира и Ронсара. У нас есть свои творческие задачи, которые надеемся решить на этом удивительно поэтичном материале. Что из этого получится - не знаем сами. Труппа наша в большинстве своем молодежная, но профессионально недостаточно крепкая. Знаете, что самое страшное в театре? Ощущение собственного благополучия и непогрешимости. Мы понимаем, что актеру нужен тренинг, поэтому пригласили специалиста по речи и хореографа и берем в работу драматургический материал сложный. Вот, к примеру, скоро приступим к работе над <Аварией> Дюрренматта, попытаемся разобраться в драматургии абсурда, не оставляем мечту о русской классике. Живой театр требует серьезного профессионального, а порой и нелицеприятного разговора, поэтому мы не замкнуты на себе и готовы к общению.

- Валерий Иванович, сегодня театр перестал быть учителем жизни, как раньше. Зачем тогда он сегодня нам?

- Искусство не учит, оно преподает (именно так!), не указуя перстом, не призывая ни к чему. Вовлекая зрителя в сценическую жизнь, заставляя его проживать чужие судьбы, театр обращает человека внутрь себя. Да, люди смотрят больше телевизор, но ведь театр - это живое, и теплый контакт притягивает зрителя, зрительные залы полны и сегодня. Мы всегда очень ждем своего зрителя и радуемся, если этот контакт рождается, и надеемся, что так будет всегда.


Людмила Васильева

© 2002−2024 Сетевое издание "Вести-Орел" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись средства массовой информации серия Эл № ФС77-84935 от 21 марта 2023 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Г. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71.