Главная » Новости
13:20, 14 сентября 2016 года
Обычная жизнь - для особенных детейС 1 сентября в орловских школах могут учиться дети с ограниченными возможностями. Новый образовательный стандарт устанавливает нормы: в каждой школе и детском саду должны быть созданы условия для особенных детей. О том, как особенные дети привыкают к обычной жизни, смотрите в материале ГТРК «Орел».
Учителя, предметы – те же, что и для остальных детей. Но семилетняя Надя Коротенко мир познает на ощупь и по звукам. Причиной тому тяжелое заболевание глаз. Свет и тень – так она воспринимает действительность. Но это не преграда на пути к знаниям. Первоклассница Надя говорит, что к школе уже привыкла и трудностей ни с чем не испытывает.
Школа - для всех: и для детей с особенностями развития, и для обычных. В этом суть инклюзивного образования. Но психологи признаются: главное научить ребят общению со сверстниками. С этим у Нади проблем нет.
Гриша Дегтярёв, ученик 1 класса лицея № 4 г. Орла: «Я ее провожаю, помогаю ей портфель донести, на место помогаю сесть. Она, конечно, говорит, что сама справится. Но я все равно помогаю».
Особый, адаптивный план и специальные учебники, написанные шрифтом Брайля – вот, что отличает Надю от одноклассников.
Елена Кузнецова, учитель начальных классов лицея №4 г. Орла: «Я никогда не работала с такими детьми. Но сейчас, благодаря Надюше, узнала много нового и в образовательном, и в психологическом плане».
Кроме Нади в этой школе учится и еще один особенный ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Для него оборудовали пандус, увеличили ширину дверных проемов и закупили специальную мебель – все по нормативам.
Архитектурная доступность образования обошлась Орловской области почти в 30 млн. рублей. Безбарьерная среда появилась более чем в 70 школах Орла и области. А в орловском детском саду № 92 впервые в ЦФО заработали две группы для детей с аутизмом. Для них создан коррекционный блок: спальни, игровые, кабинет психологической разгрузки. К каждому ребенку – индивидуальный подход. Девять опытных педагогов, психологов, логопедов и дефектологов занимаются с особыми детьми.
Ирина Ардеева, старший воспитатель детского сада №92 г. Орла: «Очень важно наладить именно эмоциональный контакт. Вот когда он будет налажен, тогда потихонечку пойдет коррекционная работа».
Лариса Сидякина, заведующая детским садом №92 г. Орла: «Дети пришли с 18 апреля. Сегодня их у нас 14 человек. Сначала был период адаптации – дети привыкали друг к другу, привыкали к коллективу. И с 1 сентября мы начали занятия».
А для того, чтобы подготовить необычных детей к обычной жизни в этом году в орловском центре психологической помощи открылась подготовительная группа - для «особых» дошколят.
Зоя Овчинникова, директор образовательного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Орла: «Это новая форма дошкольного образования – лекотека. В Орле ее не существовало. Сейчас как раз туда попали те дети, которые не посещали никакие образовательные учреждения, дети со сложными диагнозами».
На каждом этапе с детьми с особенными потребностями работают помощники-тьюторы. А главная цель образовательной инклюзии – избавить ребенка с особенностями от зачастую вынужденной изоляции, включив его в среду обычных детей.
Надежда Невматулина
|