среда 24.04.2024 07:03:21 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+







Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
ВЫБОРЫ 2024
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Открытый доступ
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Очерки и публицистика
Архивное дело
Парк культуры
Пульс
Своя земля
Контакт
Утро с митрополитом Тихоном
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Кем стать?
Желтый объектив
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
Утро России. Орел
Театральный радиопроект "Литературная волна"
Большой Футбол






Главная » Новости

11:54, 10 октября 2004 года

Охотники за орденами

Вера Дмитриевна сидит на лавочке у дома, грустно опершись о палочку.
— Ну, что, баба Вера, нашли пропажу? — останавливаются возле нее прохожие.
— Где там, ни слуху, ни духу.



Историю эту в Становом Колодезе уже хорошо знают, сопереживают. Когда я присел на лавочку тоже расспросить, что и как произошло, тут же разболтанной походкой явился мужичонка и изрек: «Ба-аб Веру ни абижать!».

Когда-то Вера Дмитриевна не нуждалась ни в заступниках, ни в посторонней помощи. Еще и сейчас в ее голосе сохранилась командирская нотка. Почти сорок пять лет В. Д. Неврова заведовала центральной молочно-товарной фермой местного колхоза. На ее попечении были два дойных стада, более тысячи голов скота. Ферма гремела на всю округу. Недаром односельчане дважды избирали ее депутатом областного Совета народных депутатов. За производственные достижения Неврова была удостоена высоких правительственных наград — орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», нескольких знаков «Победитель социалистического соревнования». Раритеты эти и сегодня дороги — и не только ей, как память о былом, о внимании и почестях за трудовые заслуги, но за них на «черном» рынке дают весьма внушительные суммы. Собственно, в этом и кроется причина драмы, разыгравшейся в доме заслуженной колхозницы.

…В июне в Становом Колодезе появилась бригада приезжих рабочих-строителей. Бригадир Аурел Ферара и его супруга Антоница (или, как звали ее в селе, — Тоня) зашли к бабе Вере спросить: не продаст ли она им картошки? Вера Дмитриевна откликнулась со всем радушием. И гости этим воспользовались сполна, вытянув, в конечном счете, из подвала Невровой пятнадцать мешков картошки и не заплатив ни копейки. Неоднократно Антоница и другие строители прибегали к ней с просьбами одолжить денег, которых, кстати, тоже не вернули. А когда рассказали, что им не на чем готовить еду, бабушка отдала без колебания из дому и собственный баллон со сжиженным газом. Потом Антоница завела разговор о том, что ее дочери врач прописал супчик из домашней курицы, Вера Дмитриевна и тут не поскупилась, разве жалко для больного человека: «У меня четыре курочки, лови любую!»

— А однажды, — рассказывает Вера Дмитриевна, — я захожу к себе в комнату, а там эта Тоня сидит: «Ба, я тебя дожидаюсь. Поговорить хочу. Правда, что у тебя есть орден Ленина? Покажи, никогда не видела».

И Вера Дмитриевна — по ее же выражению — как в басне про ворону и сыр, растаяла. Достала из шкафа кофточку с прицепленными к лацкану наградами.

— Ой, хороши! Я сроду таких не видела, — заверещала гостья, добавив: «Баб Вера, давай посчитаем, сколько мы тебе задолжали. Принеси карандаш».

За шариковой ручкой Вера Дмитриевна вышла в соседнюю комнату менее чем на минуту. Вернулась, а Антоницы нет. Вера Дмитриевна еще очень удивилась: как она так незаметно смогла уйти, будто сквозь пол провалилась? Лишь на следующий день, когда понадобилось сходить в магазин за хлебом, она заметила брошенную на пол шкафа скомканную кофту, наград на ней не было. Ноги Веры Дмитриевны подкосились, она упала и пролежала на полу почти сутки, и вряд ли еще встала бы, не загляни в дом соседи, обеспокоенные ее долгим отсутствием.

Пока Вера Дмитриевна приходила в себя от стресса, Антоницы и ее мужа в селе уже и след простыл. Увели они с собой и рабочих. Рассказывают, что видели их пробирающихся огородами на железнодорожную станцию. Сегодня в Становом Колодезе остался только один из бригады — Жора, которого, по его словам, тоже кинули.

Жора — земляк Антоницы из молдавского села, это она его и сманила на работу в Россию, пообещав заработки не менее 200 долларов в месяц. Заставляли ночью пасти стадо, а днем работать на стройке.

— За работу не заплатили, — сокрушается Григорий. — Но самое главное — Антоница забрала мой паспорт якобы для оформления временной регистрации, но так и не вернула.

Сердобольные селяне теперь подкармливают беднягу, кто-то предоставил кров, а он в свою очередь подряжается на любую работу. Кстати, первой, кто пришел на помощь Григорию, была опять же Вера Дмитриевна. Не может, несмотря на свою боль, она оставаться равнодушной к чужим страданиям. Только вот ей за добро отплатили черной неблагодарностью, отобрав не только самое дорогое, что у нее осталось, но именно то, в чем сконцентрирована вся ее прошедшая жизнь?

Судьба Веру Дмитриевну не баловала. Разве что в детстве, да на заре юности. Сама она москвичка, окончив школу, поступила на работу на знаменитой ВДНХ. Но вскоре началась война, и девушка посчитала, что она нужнее в военном госпитале. Сюда привозили тяжелораненых, о чем говорит само название учреждения — госпиталь сложного протезирования. Там она встретила своего будущего мужа. У него была полная ампутация тазобедренного сустава. Но Михаил не собирался мириться с инвалидностью. В госпитале окончил курсы счетоводов, портных, сапожников. Все ладилось в руках молодого фронтовика. Когда его комиссовали, молодожены решили уехать на родину мужа — под Орел. И это тоже ярко характеризует Веру Дмитриевну: бросив столицу, несмотря на протесты родителей, она отправляется с любимым в деревню, в провинцию.

Взяли ссуду, построили дом. Михаил работал в Становом Колодезе счетоводом, потом слесарем по трудоемким процессам в животноводстве. За ним были закреплены два кормозапарника, транспортеры по удалению навоза, линии по раздаче кормов. Человек без ноги (а зимой передвигаться по льду и по снегу ему было особенно тяжело) справлялся со всем. Не щадила себя в работе и Вера Дмитриевна. Во все вникала сама. Окончила курсы трактористов, техников-осеменаторов, могла в случае надобности заменить любого работника.

— Бывало, — вспоминает В.Д. Неврова, — в два часа ночи с работы возвращалась. Но везде, где нужно, на своих местах были сторожа. Какие добротные животноводческие помещения отстроили. А сейчас все разворовывается. В свинарнике, в коровниках — все повыдрано. Сено возят — по селу тянется зеленая дорожка. В каждом дворе — скирды сена, а колхозных коров кормить нечем. Душа разрывается.

Однажды, увидев односельчанина, волокущего бревно с фермы, она не выдержала. «Ты клал его туда, что забираешь?». «А твое какое дело, — ответил несун. — Если надо, тоже бери».

— Как же это так? — кипятится Вера Дмитриевна. — Здесь кругом живут милиционеры, пятеро с нашей улицы работают в органах, а никто не видит, что происходит. Вот и со своей бедой кинулась к ним за помощью, а никому дела нет.

Муж Веры Дмитриевны умер почти 30 лет назад, перед этим после тяжелого инсульта два года лежал без движения парализованным. На ее плечи легли заботы и по дому, и по уходу за больным. Уже больше года, как похоронила и единственного сына. Он жил в Орле, но каждую неделю приезжал навестить мать, помогал. Тогда в ее палисаднике росли и овощи, и фруктовые деревья. Теперь выращивает только картошку.

— Каждую субботу жду автобус, — плачет Вера Дмитриевна, — все кажется, что сын вдруг приедет.

«А ту Антоницу, — вновь возвращается моя собеседница к больной теме, — встреться она сейчас…». Увы, прохиндеи, скорее всего, уже обосновались на новом месте и обихаживают очередную жертву. И надежды, что пропажа найдется, мизерны. И все-таки на всякий случай сообщаю номера наград: орден Ленина — № 334634, орден Трудового Красного Знамени — № 647271. Вдруг среди коллекционеров найдется честный человек — не всем же «баксы» совесть заменили — и вернут награды законному владельцу. Надеемся, что милиция поможет охотникам за чужой славой получить по заслугам сполна.

Борис МУТАФ.


© 2002−2024 Сетевое издание "Вести-Орел" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись средства массовой информации серия Эл № ФС77-84935 от 21 марта 2023 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Г. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71.