Главная » Прокуратура Орловской области комментирует
15:55, 17 декабря 2018 года
Конституционные принципы демократического устройства государства
25 лет назад - 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием принята Конституция Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1 данного акта Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Изложенное означает, что в России установлен демократический политический режим, федеративное территориальное устройство, правовое государство, а также республиканская форма правления.
Положение о демократическом политическом режиме выражено в ч. 1 ст. 3 Конституции РФ, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. При этом, в силу ч. 3 данной статьи высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Вопрос федеративного территориального устройства отражен в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ. Так, в силу данной нормы федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Подробную регламентацию изложенное получило в главе 3 Конституции РФ – Федеративное устройство.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данное положение раскрывает сущность правового государства.
Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Ст. 10 и 11 Конституции РФ развивают данный постулат, устанавливают систему разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. При этом, каждая из ветвей является самостоятельной.
Приведенные положения основного закона Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ (Государственной Думой и Советом Федерации), поскольку ст. 135 Конституции РФ устанавливает особый порядок внесения таких изменений.
Таким образом, основной закон страны предопределил сущность отечественного государства, неизменность его положений, а также их обязательность для каждого гражданина.
Подготовлено прокуратурой Орловского района
Прокуратура Орловской области
|