пятница 29.03.2024 04:16:58 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+





Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
ВЫБОРЫ 2024
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Открытый доступ
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Очерки и публицистика
Архивное дело
Парк культуры
Пульс
Своя земля
Контакт
Утро с митрополитом Тихоном
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Кем стать?
Желтый объектив
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
Утро России. Орел
Театральный радиопроект "Литературная волна"






Главная » Вести. Культура

9:36, 30 марта 2005 года

Праздник Театра или размышления о театральной смене

В этот праздничный для театралов всего мира день хочется говорить высоким слогом. Конечно, театр - это чудо, рождающееся на наших глазах. Это праздник, оставляющий след в нашей душе надолго, а иногда и на всю жизнь. Театр - это учитель, не зря же Гоголь назвал его <кафедрой, с которой можно сказать миру много добра>. Театр - это и зеркало, отражающее нашу жизнь. Это, как говорил Маяковский, и <увеличительное стекло, приближающее к нашему глазу самое важное и нужное>. Это и отблеск далекой мечты, как утверждали символисты. Это чарующий мир фантазии и сказки. Театр всюду с нами и в нас, правильно сказал Шекспир: <весь мир - театр, и люди в нем актеры>. Это истины, доставшиеся нам от прошлых времен.


Но есть истины и другие. Раньше театр имел высокое общественное значение, спектакли становились фактами нашей личной жизни. Сегодня он - скорее, развлечение для народа. Ненужная правительству обуза. Вот и озабочены наши верховные власти проблемой одной: как бы сократить количество театров, оставить только те коллективы, которые считаются российским достоянием. А остальные -- на самовыживание, пусть сами зарабатывают на постановки, -- это при том, что билеты в периферийные театры стоят дешево, иначе зрителя не привлечь, а городские власти тем временем новые цены за аренду помещений и <коммуналку> накручивают. И тогда уйдут театры в небытие, уступят свои здания под то, что приносит большой доход - под рестораны, клубы для богатых или казино! Вот и бьют тревогу театральные деятели. Вот и заигрывают со зрителями, удовлетворяя самые невзыскательные вкусы, -- хоть вы не покиньте нас в трудное время!

Наверное, актерская профессия сегодня - не самая популярная. Молодые все больше идут в доходный бизнес, и это понятно. Деньги дают свободу, возможность реализовать себя, удовлетворять свои потребности. В театре даже на нормальную жизнь не очень-то заработаешь. Но есть то, что превыше всего: любовь к сцене.

Наш город - сравнительно небольшой, но и здесь, в Орловском государственном институте искусств и культуры, готовят актеров для нашего молодежного театра <Свободное пространство>, режиссеров любительских студий и режиссеров массовых театрализованных представлений и праздников. Международный день театра - это и их праздник. Ему в институте принято посвящать целую неделю. Знаю по личному преподавательскому опыту: читать студентам в эти дни лекции, обсуждать серьезные темы на семинарах - дело пустое. Ответы - невпопад, глаза лихорадочно блестят, иные говорят стихами, ведут себя, прямо скажем, неадекватно. И с этим приходится мириться: у них - Театральная Неделя, так что самый лучший выход для педагога - отдаться празднику. Задолго до этого замечательного события заведующая кафедрой режиссуры и актерского мастерства профессор Ольга Вячеславовна Князева и заведующая кафедрой режиссуры театрализованных представлений доцент Светлана Ивановна Гавдис, а также их крепкая творческая преподавательская команда, мечтают, планируют, подсчитывают, сводят концы с концами, формируют праздничную афишу. На этот раз Театральную Неделю открывали выпускники актерского курса, ученики заслуженного деятеля искусств России Александра Михайлова и заслуженного артиста России Аркадия Поляка.

Только тому, кто любит театр, он открывается по-настоящему. И нет числа этим открытиям. И нет преграды между ними и жизнью. В юности кажется, что театр тем и интересен, что от всяких будней далек. Весь -- праздник, весь -- выдумка и событие. Но потом начинаешь понимать, что между выдумкой и жизнью здесь установлена какая-то удивительная связь, и в этой связи заключено, может быть, самое интересное, поэтому надо ее увидеть, обратить зрение и слух не только в сторону сцены, но и к людям, к жизни, к бесконечным переменам в ней. Конечно, на протяжении пяти лет будущие актеры постигали секреты мастерства, и уже со второго курса выходили на сцену в разных спектаклях театра <Свободное пространство>. И, что не менее важно, учились слушать музыку жизни, не всегда прекрасную и гармоничную. Иначе не родились бы такие работы, как Иуда в <Иисусе> и Петух в <Простой истории> у Дмитрия Зайцева, или странный солдат в <Мотыльке> у Инги Олейниковой. Ах, какие славные, смешные, наивные и порой нелепые персонажи нашей такой сумбурной жизни в исполнении молодых актеров оказались на сцене в этот праздничный вечер открытия Недели!

А на следующий день был <Слоеный пирог>. О, вы не знаете, что такое <Слоеный пирог>? Это -- показ самостоятельных работ. Не только актерских и режиссерских. Но сначала надо замесить тесто.

Представьте себе кухню в коммуналке. Интересно, откуда эти юные создания - третьекурсники, будущие режиссеры -- знают про коммуналки? Наверное, из фильмов и книг. Но ведь это и неважно: типичные черточки в образах персонажей они уловили точно: брюзгливая, хитрющая, любопытная старуха Любы Даниловой, избалованная девчонка в бантиках Наташи Шутяевой, гордо несущая свой живот беременная женщина, не осознающая своего взросления Юлии Свириной, и другие -- все типажи клоунского шоу, сочиненного ребятами вместе с молодым педагогом Натальей Ануфриевой. Их задача: не только развлечь зрителя, создать радостную атмосферу игры, но и что не менее важно, подать номер - начинку пирога. И старается Настя Толстых, замешивает тесто из смешных частушек, из которого потом родится следующий номер - со своими стихами выйдет будущий режиссер массовых представлений Алексей Сидоров.

Все номера надо подать остроумно, красиво. Вот вам простой пример: только что отзвучала песня, и на сцену должен выйти, придумать форму для пародии на нашу эстраду, кабацкую и воровскую новый исполнитель. Виталик Растопчинов - весь в коже, в цепях - этакий братан, который поет, исповедуя свою бандитскую душу в сопровождении таких же бедолаг --музыкантов и доморощенных танцоров.

<Слоеный пирог> -- это целое театрализованное представление, где начинка - из того, что студент может. Это могут быть прелестные картинки, нарисованные первокурсницей Любочкой Балашовой, или стихи, пусть наивные и даже не всегда понятные, но зато от души, исполненной тревоги за сегодняшний день и невыразимой любви. Это не графомания, это выражение себя. Уж как кто умеет. Это может быть смешная миниатюра <Полный вперед>, какую сыграли будущие режиссеры праздников Константин Марченков и два Сергея - Жуков и Мищенко.

Это может быть и зажигательный латиноамериканский танец студента Кравченко и его замечательной партнерши, остроумно представленный ведущими.

Ну и насмеялись же мы всласть в этот вечер! Впрочем, частенько дивертисмент, весело, ярко, разыгранный студентами, сменялся номером серьезным или лирическим.

Студенты института искусств и культуры умеют все: играют, поют, танцуют, рисуют, стихи сочиняют и музыку, -- и все это овеяно театральным волшебным флером.

Я люблю театр за эту способность исподволь работать над человеческим сознанием, не давать ему погружаться в лень, тормошить и беспокоить слишком спокойных. Зритель может и не подозревать о такой своеобразной работе театра. Он ждет удовольствия, и театр часто идет навстречу этим ожиданиям, он всеми средствами старается погладить по головке, успокоить, увлечь, подарить иллюзию. Театр студенческий о зрителе не очень-то заботится, в зале - такие же студенты, как на сцене. Самое главное здесь - процесс творчества. Все, как у Пастернака: <Цель творчества - самоотдача>. Все интересное, что увиделось глазами будущего творца, что накопилась в душе, о чем хотелось рассказать, -- воплотилось в этот праздничный вечер на сцене!

Театральную эту неделю ждешь всем сердцем. Как все будет происходить? Творчество будущих актеров и режиссеров вызывают не только любопытство. Невольное чувство театральности, игры охватывает нас, и в душе просыпается природное актерство, мы ведь и в жизни играем свои роли.

В рамках Недели прошел <Бомонд> -- так называется цикл вечеров, которые организует для всего института доцент Надежда Георгиевна Чеченева. Здесь проходят встречи с выпускниками института - актерами, режиссерами. На сей раз гостем стал артист театра <Русский стиль> Сергей Борисов, и право, ему было что сказать будущим коллегам.

Несколько лет на кафедре режиссуры театрализованных представлений работает студенческий театр миниатюр <Веселая маска> под руководством Светланы Ивановны Гавдис. Замечательно придумали его актеры именно в эти праздничные театральные дни принять в свои ряды новое студенческое пополнение!

В рамках Недели прошел конкурс актерских и режиссерских работ студентов отделения театрализованных представлений. Вот тут нас ждало приятное открытие. Первокурсница Татьяна Саваткина показала пластическое, музыкальное, образное представление, поставленное в стилистике массового искусства. И пусть работа Тани не была совершенной, а первое место справедливо досталось не ей, а студентке выпускного курса Ксении Майоровой, для начинающего режиссера -- эта хорошая заявка, показавшая, что постановщик умеет мыслить категориями искусства массовых зрелищ. После вручения призов мы поговорили:

- Таня, ты показала такой зрелищный кусочек, в котором очень много вместилось: счастье, горе, любовь, которая побеждает вражью силу. Эта тема к тебе пришла в связи с 60-летием Победы, или это выношено тобою?

-Здесь сплелись оба фактора. Конечно, мне хотелось посвятить свою работу Великой дате, для меня эта тема - очень близкая и живая. И хотелось сказать, что женщина на войне -это тоже грозная сила, которая сражается не только на поле брани огнем и мечом, она противостоит врагу своим сердцем, своей любовью, поддерживая любимых мужчин: братьев, сыновей, мужей.

Знаете, что мне показалось, пожалуй, самым любопытным в этой Театральной Неделе? Вот такие несовершенные работы, в которых есть попытки нащупать что-то новое. Скажем, спектакль <История одного пути>, поставленный молодым преподавателем Татьяной Дебольской со студентами второго курса кафедры режиссуры и мастерства актера.

Горстка людей, обессиленных от жажды и усталости, движется по пустыне мира в поисках истины. Жизнь поставила перед ними неразрешимые вопросы: кто я? Что делать с давящим грузом прошлого? Где найти царство, доброты, любви, правды? Во что верить? Кто-то хочет найти маленький звенящий ручеек, а кто-то большой источник с хрустально- прозрачной водой. Тайна открывается каждому человеку по-своему. Вечная тема мучительного обретения своего пути оказалась молодым близка. Работа лабораторная. Поиск выразительных средств на материале абстрактном труден, но необходим, так решили руководители курса Елена Валентиновна Рахманина и Александр Юрьевич Титов, и спектакль стал интересной заявкой на эксперимент.

Театральная Неделя строится каждый год по-разному. На этот раз кафедра режиссуры и мастерства актера, доцент Валентина Васильевна Ломакина представила результаты работы своей экспериментальной программы, развивающей в ребенке творческое начало средствами музыки, живописи, пластики, театра - так называемую программу полифункционального воспитания. Эксперимент идет на базе Дворца культуры <Дормаш>. Цель его - не столько вырастить будущего театрального специалиста, сколько воспитать творческую личность. Раньше Орловский ТЮз развивал большую деятельность не только по пропаганде театра, но и работал со зрителем, выявляя его творческий потенциал. Немало делалось в этом направлении и школьными педагогами. В обновляющейся России не находится денег на воспитание будущего творца. Чиновники не понимают, что творчество - это мировоззрение, а без него никакого нормального общества не построить. В институте, на кафедре об этом думают всерьез, поэтому любительские спектакли и вошли в репертуар Недели.

Спектакль <О чем пел соловей> по рассказу Зощенко, где замечательно организован драматургический материал и найдено ему адекватное выражение, -- наглядный пример возможностей проводимого эксперимента. Когда молодые актеры театра - студии <Волшебный остров> режиссера Инессы Ершовой сыграли прозу сатирика азартно, точно выполняя режиссерские задачи, рассказывая и входя в образ в меру своего опыта, это было чрезвычайно увлекательно. Надо сказать, что работа эта вышла далеко за пределы сугубо педагогических задач, у этого спектакля - своя эстетика.

А какой удивительный спектакль, навеянный картинами Марка Шагала <В городе> мы увидели на малой сцене института искусств и культуры! Это монологи жителей шагаловского города, плавно и органично перетекающие один в другой, образующие странный диалог, сливающийся в единый голос города. У каждого персонажа свои мирские заботы и свои: мечты, поднимающие их ввысь, над землей. Он немного печальный, и чуточку веселый, этот спектакль. Условный, неземной, он совершенно непостижимым образом дает поразительное ощущение реальности жизни, ее неоднозначности и многомерности. И как замечательно, что такой материал освоили совсем молодые, студенты под руководством Натальи Жуковой.

Театральная Неделя в институте искусств и культуры была посвящена 60-летию Победы. Наверное, с этого надо было начать, но я не сделала этого намеренно. Не только потому, что мы умеем так забалтывать самые святые темы, что не хочется вызывать негатив и иронию у читателя. Победа, так нелегко доставшаяся народу, -- это победа во имя жизни, во имя любви, во имя творчества, -- это было в подтексте содержания всей Недели. Звучали стихи и песни, и, поверьте, для многих молодых эта тема не стала просто <датской>.

Театральная Неделя -- это не домашние институтские радости, это событие, которое позволяет взглянуть по-новому на то, что происходит сегодня в театральной жизни города, и ответить на важный вопрос: кто придет завтра на сцену, в театральную школу, кто будет завтра воспитывать творческую личность. Вот они, пока еще студенты, но уже осознающия свою любовь к сцене, свою ответственность за все, что происходит вокруг. На мои вопросы о будущей профессии, о роли театра в жизни студенты - первокурсники отвечали пусть иногда наивно, но зато искренне, от души:

Лена: для меня самое главное - достучаться до людей. Многие живут, даже не задумываясь о каких- то вещах. Хочу ставить спектакли, посмотрев которые, люди открывали бы для себя новое.

Максим: я не представляю себе мира, в котором театру места нет. Театр показывает ему жизненные явления, заставляет думать, сопереживать актерам. Театр обогащает людей.

Люба: театр -- это моя жизнь. Недавно я посмотрела в театре <Свободное пространство> спектакль <Оскар и Розовая дама> о смертельно больном мальчике, плакала. Я получила очищение, душа моя наполнилась такими сильными чувствами, что я поняла: надо в жизни ценить каждый момент. Я пришла домой, кинулась к маме и сказала: <Мамочка, я тебя так люблю!...>

Андрей: жизнь сейчас очень трудная, театр должен помогать людям жить.

Таня: еще полгода назад я не знала, что такое театр. Сейчас я уверена, что для меня театр - это все.

Юля: я играю в театре с 9 лет, и когда выхожу на сцену, меня переполняют эмоции, я испытываю огромную радость, и хочу, чтобы зрители чувствовали то же самое.

Давид: я надеюсь, что буду режиссером. Для меня театр -- форма выражения моих мыслей, ощущений. Я сегодня говорил бы со зрителем о понимании, об умении слышать друг друга, учусь сам понимать других. Иначе даже я сам буду глух в своих порывах, и меня не услышит никто.

Приходите к ним завтра. Приходите в их театр. Приходите на театрализованные концерты и праздники. Приходите, когда хорошо на душе. Когда наваливается грусть, и некуда деваться от нахлынувших проблем и неразрешимых вопросов. Приходите отдохнуть, посмеяться и вместе с героями пережить события необычайной остроты. Может быть, сегодня театр, зрелище, очарует вас мечтой, и может быть, чей-нибудь благородный поступок на сцене послужит для вас примером.


Людмила Васильева

© 2002−2024 Сетевое издание "Вести-Орел" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись средства массовой информации серия Эл № ФС77-84935 от 21 марта 2023 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Г. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71.