среда 28.10.2020 03:38:53 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+






COVID-19
Голос фронта
Дети войны
Вести-Орёл
Вести-Орёл. События Недели
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Парк культуры
Пульс
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Аграрный вопрос
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
Контакты


Главная » Вести. Культура

13:30, 25 августа 2005 года

ЧЕМ БУДЕМ УДИВЛЯТЬ?

В преддверии нового театрального сезона своими размышлениями о театре делится художественный руководитель театра <Русский стиль>
Валерий Симоненко.


В театре затишье, труппа до конца августа в отпуске, но художественному руководителю не до отдыха: надо готовиться к предстоящему сезону.

- Валерий Иванович, какие проблемы не дают вам покоя?

- Проблемы замечательные, творческие. Произошло событие, о котором я мечтал многие годы. Рядом с нашим театром стоит особняк, в котором жила семья выдающегося деятеля российской культуры, философа и литературоведа Михаила Михайловича Бахтина. Он был в аварийном состоянии, и я мечтал его восстановить, присоединить к театру, сделать там музей и Центр, где собиралась бы интеллигенция города. Но денег не было, и его, как вы знаете, восстановили другие, открыли там кафе, а наверху выделили место для музея, которым занимается профессор Костин. Хорошая новость, не правда ли? Но это не все. 20 сентября на базе нашего театра будет проводиться Всемирный конгресс бахтиноведов. Из разных стран, даже из Америки и Австралии, приедут исследователи творчества нашего знаменитого земляка. По просьбе Комитета по проведению Конгресса и областной администрации мы ставим спектакль о Бахтине.

-А драматургия есть?

-- Есть пьеса, но мы ее перерабатываем, добавляем персонажей романов, о которых он писал - Великого Инквизитора из <Братьев Карамазовых> Достоевского и Пантагрюэля с Гаргантюа из романа Рабле. В осуществлении этого проекта вместе с моими актерами будут участвовать актеры театра <Свободное пространство> Евгений Безрукавый и Игорь Гольтяпин. Это очень ответственная история, но я нутром своим чувствую предстоящую удачу.

-- Пусть она к вам обязательно придет. А теперь расскажите, пожалуйста, каким был для театра минувший сезон.

-- Я им очень доволен. Мы продолжали нашу репертуарную политику, ставили русскую и советскую классику, сказку, зарубежную пьесу. Зритель очень хорошо принял <Русские водевили>, где, на мой взгляд, очень удачно сыграл Анатолий Ващенко. Мы попытались не просто посмешить публику, но вместе с ней подумать о быстротечности времени и о житейском болоте, который засасывает человека, лишает его активной жизненной позиции. В этом сезоне я привлекал к работе молодую режиссуру. Владимир Дмитриев у нас поставил сказку Игоря Чернышова <Крутой волчонок> -- этакий боевик. Можете ругать нас за эту <попсу>, но не надо делать вид, что это так уж плохо. Зритель активно проживает похождения серого <крутыша>, много смеется, и делает свои выводы, а учим мы только хорошему.

-- Валерий Иванович, прошлый сезон был посвящен 60- летию Великой Победы. Не все театры откликнулись на этот праздник, а вы рискнули пригласить молодого режиссера Ирину Михеичеву для постановки пьесы Алексея Арбузова <Мой бедный Марат>.

-- И не прогадал. При всех недостатках, работа эта внесла удивительную свежесть в атмосферу нашего театра. Актеры Владимир Верижников, Александр Галуцких и Татьяна Иванюк работают на удивительно <легком дыхании>. Историю любви и становления молодых, которых свела вместе судьба, оказалась им близка, они живут в этом спектакле искренне, оправдывая каждый поворот души своего героя. Зритель с большим интересом воспринимает этот спектакль, плачет и размышляет вместе с нами, а для нас это самое главное. И еще в этом сезоне мы поставили смешную и грустную комедию Дарио Фо <Анатомия любви>. Я с удовлетворением отмечаю, что труппа медленно, но верно набирает мастерство, и я впервые подумал, что нам уже пора участвовать в фестивалях, и решать более сложные творческие задачи. Хороший, рабочий сезон, я счастлив.

-- Валерий Иванович, позвольте высказать свое удивление. Когда вокруг наблюдается стабильность, театру ничего не угрожает, вы живете в напряжении, недовольны всем, что происходит, мучаетесь какими-то проблемами. А сейчас, когда над всеми театрами страны дамокловым мечом висит закон о театре, который ничего хорошего не сулит, у вас радужное настроение. А ведь <Русский стиль> -- театр бедный. Вы не боитесь, что у вас отберут помещение или заставят самим оплачивать коммунальные расходы, потребуют оплаты за землю, за воздух, да мало ли на какие выдумки горазды чиновники. В самом Министерстве культуры - скандалы, даже крупные авторитетные столичные театры лихорадит. Есть ли у вас основания для того, чтобы с оптимизмом смотреть в будущее?

-- Конечно. Я просто очень внимательно прочитал проект закона о театре. Это очень жесткий, тяжелый для театров, привыкших стабильно жить, документ. Может быть, для каких-то театров убийственный. Но для нашего маленького театра он ничего не меняет. Беднее мы не станем. Да, мы будем сдавать выручку государству, но будем и получать на постановки. Конечно, я должен буду согласовывать с чиновниками репертуар, доказывать свое право поставить ту или иную пьесу, право приглашать в театр специалистов на постановки, ну и что из этого? На творческого человека ляжет большая ответственность за каждый спектакль, за театр. Надо учиться вести диалог с властями. Не думаю, что чиновники будут игнорировать мое мнение. Я не вижу катастрофы.

-- Валерий Иванович, но вот представьте себе орловскую ситуацию. У нас четыре театра, для маленького города - это, может быть, и не много в том случае, если театры посещаемы, любимы, если спектакли их на высоком художественном уровне, и, простите, но сегодня нужно говорить и об этом, нравственном уровне. А для чиновников очень важно, чтобы и доходы приносил. И вот вам скажут: а зачем нужен такой театр, который требует больших расходов, а доходы его минимальны? Надо его упразднить, и что вы тогда будете делать?

-- Я уверен, что этого не произойдет, потому что факты говорят о другом. В начале прошлого сезона Министерство культуры выделило нам средства на радиоаппаратуру. Город дал 250 тысяч на звуковую аппаратуру. Это небольшие деньги, но для нашего театра - просто замечательный дар. Я присутствовал на заседании горсовета, когда выделяли эти средства. Наш вопрос был шестым, и я был вынужден окунуться в проблемы, которыми живет город, на решение которых нужны были средства. Город в долгах, реализация закона о монетизации льгот правительством не обеспечена, все это легло на плечи области и города. Поверьте, если бы я был человеком слабонервным, я бы снял нашу просьбу. Но чиновники нам деньги все-таки выделили, значит, они понимают наши проблемы. Надо стучаться в нужные двери, тебе откроют. Конечно, проще оперировать ужасами, но это не метод. В стране идут сложнейшие процессы, и кого-то сейчас <гвоздить> не следует. Я считаю, что деятели театра должны внимательно смотреть на жизнь, эти процессы понимать и доказывать свое право на что-то. Власть ведь тоже может предъявить нам какие-то свои аргументы. Но театр, который не умеет защищать себя, обречен. Знаете, я сейчас ощущаю крылья за спиной, мне кажется, что я могу сделать все, что мне хочется.

-- Ну вот и расскажите, чего вам хочется. Как будет строиться предстоящий сезон?

-- В октябре выйдет моя любимая пьеса Нины Садур <Панночка> по повести Гоголя <Вий>. Чем больше работаю над ней, тем интереснее она для меня открывается. Чтобы поставить ее, для этого надо найти что-то очень важное для себя. Зная Садур, ее судьбу, ее творчество, я понял, что эта пьеса про любовь, про женщину -- белую ворону. Вот ходит человек, он просто по-другому мыслит, по-другому смотрит на мир, и все считают его странным или ведьмой. И приходит человек легкий, необязательный и рушит ее мир. Потом он начинает понимать, что разрушил целый мир, а за это надо своей жизнью платить. Интересно? Мне показалось, что она сегодня по теме важна: не рушить чужой мир, относиться бережно к ближнему своему, даже если он не похож на тебя. Мне эта пьеса видится интересной и по стилю.

-- У вас ведь долго шла пьеса-притча Нины Садур <Ехай>, мне очень нравился этот мудрый и глубокий спектакль.

-- Мы открывали театр жесткий, концептуальный, и спектакль был таким. Сейчас Садур ставят много, но так же жестко, как когда-то мы ставили, а мне кажется, что сейчас ее нужно ставить иначе, мягче, от внешней социальности идти вглубь к философичности, к осмыслению сущности человеческой. Мы воссоздаем национальный колорит на сцене, решаем ее стилево: казаки, усы, хохлы, -- думаю, что зрителю будет интересно, тем более, что сейчас Украина у нас у всех на устах.

-- Валерий Иванович, вы продолжите осваивать новую драматургию?

-- Непременно. В новом сезоне мы покажем пьесу молодого одесского драматурга Морданя <Одиннадцатая заповедь>. Это сатирическая комедия о чиновниках, которые придумали новую заповедь: не попадись! Это своего рода Ноев ковчег, где собрались все слои общества: пресса, налоговая инспекция, милиция, -- вот такой срез. Там с ними происходят любопытные вещи, рассказывать не буду, пусть зритель сам увидит. Это смешно, одесский стиль.

-- А чем будете удивлять в конце сезона?

-- Французской комедией <Мужской род, единственное число>.

-- И вы уверены, что все у вас получится, несмотря на символическое финансирование театра?

-- Уверен. У меня уже костюмы и оформление к <Панночке> готово. В штате появился новый заведующий постановочной частью, художники. Но хочу вам сказать, что в жизни есть одна особенность. Можно кричать: <У меня нет света! Нет денег на постановку! Дайте мне все, и тогда я сделаю хороший спектакль>. Ну а когда у тебя все есть, а спектакль плохой, кого винить? Нельзя быть в шикарном костюме с пустой головой. Процессы технического оснащения и открытия новых жизненных пластов и поиск средств выразительности должны идти одновременно. <Русский стиль> живет сложно: труппа маленькая, зарабатываем, где можем, иногда в ущерб здоровью и творчеству, но он научился выживать и сегодня в культурной ниши свое место занимает.

-- Валерий Иванович, пусть это ощущение крылатости и жизненного парения в вас не кончается. Желаем творческих успехов <Русскому стилю> и удачного сезона!


Людмила Васильева

© 2002−2020 Сетевое издание "Орловское информбюро" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-70203 от 21 июня 2017 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Никитин А. А. Шеф-редактор Интернет-группы - Озеров А. А. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71. Техническая поддержка.