пятница 29.03.2024 17:43:17 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+





Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
ВЫБОРЫ 2024
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Открытый доступ
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Очерки и публицистика
Архивное дело
Парк культуры
Пульс
Своя земля
Контакт
Утро с митрополитом Тихоном
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Кем стать?
Желтый объектив
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
Утро России. Орел
Театральный радиопроект "Литературная волна"






Главная » Вести. Культура

13:43, 30 августа 2005 года

ТАКИЕ ПРОСТЫЕ ЖЕЛАНИЯ

Солистка областной филармонии Татьяна Полякова завершала свой творческий сезон большим юбилейным концертом, в котором приняли участие орловские вокалисты Александр Митин и Аркадий Захарьев. Весь вечер звучала легкая, веселая, нежная, томительная, -- боже, сколько еще можно придумать эпитетов, -- божественная оперетта! Удачно смонтированные эпизоды, красиво и выразительно звучащие голоса, искренность и какая-то особая радость присутствия на сцене, -- все это сделало концерт ярким событием в музыкальной жизни нашего города. Мы уходили вдохновленные, в душе еще долго звучали полюбившиеся мелодии, и вместе с благодарностью артистке зрели и мысли о непростой судьбе провинциального вокалиста. В преддверии открытия нового сезона, быть может, беседа с артисткой и наши размышления о ней будут интересными для читателя.


- Татьяна Григорьевна, отмечая свой юбилей, вы обратились к <старушке- оперетте>:

- Я бы не стала называть так оперетту. Скорее, это вечно молодая дама, энергичная, очаровательная, кокетливая, искренняя, способная говорить понятным и красивым языком о любви, и если хотите, о драме человеческой, о том, что происходит с нами. Больше всего люблю веселый жанр. Мне очень грустно, когда я еду в транспорте и вижу понурые лица. Я никак не могу понять, почему в Орле люди безрадостные, угрюмые. Может быть, жизнь такая. Когда ты не знаешь, чего ждать от правительства, тогда очень тяжело жить. Народ не верит правительству и не ждет от него ничего хорошего, и, наверное, поэтому такое ощущение <безнадеги> на лице. Мне кажется, что искусство должно помогать. И все артисты, я убеждена, готовы этим заниматься. Когда артист выходит на сцену, он любит всех и каждого в отдельности, тех людей, которые сидят перед ним в зале, и для него счастье, если он им доставит радость, и поэтому, я считаю, что нужно как можно чаще, каких бы трудностей это не стоило, организовывать концерты.

- Однако вас не так уж часто можно услышать на филармонической сцене, а ведь, я знаю, ваш репертуар обширен, вы поете арии из опер, романсы, песни, -- словом, вам есть с чем выйти на публику.

- Дело не в репертуаре, а в той сложной жизни областной филармонии, которая подчиняет себе и наши артистические судьбы. Петь столько, сколько хочется, не удается. У филармонии свои планы. Нет помещения своего, где проходила бы такая важная планомерная работа, планомерная по пропаганде классического наследия и музыкальному воспитанию зрителя. Отсюда и многие беды - жизнь на колесах, выступления в неприспособленных для этого помещениях и:бедность. Нет денег на хороший свет, на костюмы, на реквизит (да и где все это хранить?) и на специалистов, помогающих артисту поддерживать творческую форму, тоже нет. В соответствии с этими условиями и строится программа концерта. Я готова петь много и с удовольствием. Но артист зависит от обстоятельств.

- Вы приехали не так давно в Орел и, наверное, о вас большинству зрителей мало что известно, поэтому позвольте мне рассказать о вас то, что знаю я.

Итак, Татьяна Полякова -- коренная орловчанка, закончила орловское музыкальное училище с красным дипломом, училась у замечательного педагога Галины Николаевны Знаменской. Легкое, летящее, выразительное сопрано, эффектная внешность, готовность заполнить каждую минуту своего существования музыкой, заразительность, способность увлечь за собой зрителя, взять, как говорится, зал, заставить его плакать от счастья, радости и любви, и конечно, в моменты драматические, -- ах, какая могла быть карьера у этой певицы! Хотелось учиться дальше, она поступила легко в Саратовскую консерваторию, которую ей закончить не удалось. Судьба в образе молодого блистательного офицера постучалась в ее сердце, и взамен сцены предложила ей дороги, гарнизон и рядовую жизнь офицерской жены. Впрочем, и не такую уж рядовую. В городе Великие Луки на Псковщине, где Татьяна Полякова прожила значительную часть жизни, она руководила музыкальной школой, передавала свой певческий опыт самодеятельным вокалистам, и пела с эстрадно- симфоническим оркестром, ездила с ним на гастроли и фестивали, и даже за границу, в Германию. Много пела с любительским оркестром народных инструментов, который в области был очень популярен, участвовала в российском фестивале <Серебряные струны>. Надеюсь, все это правда?

-- Истинная правда. И пусть не удивляет вас моя огромная любовь к народной песне. Я привыкла к ней с детства. Это сейчас мы редко слышим народную музыку по радио и телевидению, а раньше она звучала часто. Есть замечательные обработки народных песен разной степени сложности, там есть над чем работать вокалисту. А дивные мелодии, а глубина чувств! Я с огромным удовольствием пела с оркестром народных инструментов в Великих Луках.

- В Орле тоже есть очень хороший оркестр народных инструментов, вы с ним поете?

- В Орле я пела с дуэтом баянистов - Дербенко и Кочергин,- у нас даже была целая программа <Песни народов мира>, я пела не только русские, украинские, но испанские, итальянские, французские народные песни.

-Татьяна Григорьевна, большая часть вашей жизни прошла за пределами Орла. Что заставило вас вернуться на родину?

- Жизнь моя складывалась вполне благополучно, подрастали две дочки, в городе меня знали и любили, я успела заочно закончить музыкально-педагогический институт в Минске -- что еще нужно для счастья? А потом случилась страшное: погиб муж, и я, спустя какое-то время, засобиралась на родину, где оставались квартира и родственники.

- Не страшно было начинать жизнь заново?

- Страшно. Я боялась, что не найду работу. Конечно, В Орле есть музыкальное училище, институт культуры, школы, но город маленький, все места заняты. Но я человек верующий, хотя, как все, большая грешница. Перед тем, как сюда поехать, у меня произошло интересное событие. На Псковщине есть озеро, а в нем остров Залета, на этом острове жил священник Николай Залетский, к нему ездили за советом. Я поехалак нему и увидела очень образованного человека. Он писал песни на духовные стихи разных поэтов, сам писал стихи. Он посоветовал мне ехать, сказал, что меня ждет такое, о чем я даже не мечтаю:

- И что, предсказание сбылось?

- Конечно. Для меня с уходом мужа все рухнуло. Разве я думала, что буду еще счастлива, буду петь на профессиональной сцене? Все складывалось очень непросто, черная полоса продолжалась, но постепенно жизнь поворачивалась ко мне и своей светлой стороной. Старшая дочь благополучно закончила факультет иностранных языков в университете, вышла замуж, живет в Петербурге, младшая учится в школе. Мне встретился очень хороший человек, музыкант, и мы теперь вместе. Но самое главное - я пою. Конечно, я понимаю свои профессиональные проблемы и стараюсь работать над собой по мере возможностей. Я выхожу на сцену, вижу и чувствую своих слушателей. Все, что я пою, - это мой монолог, я делюсь с людьми своими чувствами, я стараюсь заразить их счастьем. Так приятно видеть счастливые, радостные лица, и это бумерангом возвращается ко мне.

- С годами ваши музыкальные пристрастия меняются?

- Да. Когда-то мне хотелось петь партии драматические - Иоанну, Лизу или исполненные драматизма романсы Рахманинова, Чайковского. Понимаю, что это не для моего голоса, я всегда завидовала певицам, для которых это написано. Я пела романсы и песни, которые вызывали слезы. Сейчас мне этого не хочется, мне тяжело, слишком много пережито, хочу петь легкий, веселый, пронизанный светом любви материал, и я пою.

- Как сохранить в себе голос, данный от природы, и это состояние полетности, когда рождаются объемные звуки, переполненные чувства? Вы ведь живой человек, у вас может что-то случиться или вы не очень здоровы.

- Приходится учиться всю жизнь и петь то, что нужно именно твоему голосу. Академическое пение имеет свои особенности, нельзя его приспосабливать к современной эстраде, потому что сегодня это не искусство, а шоу-бизнес, и как сказал Розенбаум в одной телепередаче, у нас бизнес есть, а шоу нет. Конечно, качество пения зависит от здоровья, настроения, и важно, чтобы пела душа.

- А голова отключается у вокалиста во время пения? Нам, зрителям, кажется, что голос есть у певца, вот он и поет легко.

- Голова все время работает: где мое дыхание, где мой звук. Голова у любого певца любого ранга всегда участвует в пении, поэтому он всегда советуется с педагогом. В музыкальном театре обязательно есть педагог, в филармонии он тоже не помешает, у нас в Орле есть замечательные мастера, такие, как Алла Григорьевна Дубинская, Галина Николаевна Знаменская. Педагог тебя всегда послушает и поправит. Вот, к примеру, поешь арию, тебя захлестывают эмоции, ты чуть - чуть прибавишь звук, потом это входит в привычку, а если педагог тут же поправит, будешь петь правильно.

- Татьяна Григорьевна, рано или поздно перед вокалистами встает очень важная проблема: с возрастом меняется голос. Кто-то уходит с головой в педагогику, для кого - то это незаживающая рана.

- Ну что ж, к сожалению, старение -- процесс неизбежный, но я чувствую в себе много нерастраченных сил, и буду петь, пока голос есть. А педагогика для меня - отдушина. Я работаю иллюстратором в музыкальном училище. В музыкальной школе №2 у меня есть ученики.

- И есть талантливые ребята?

- Есть, к счастью. В этом году я выпустила Таню Рябову, очень бы хотелось, чтобы она училась вокалу дальше. И в школе я работаю с юными аккомпаниаторами. Вы себе не представляете, какое потрясение малыши испытывают, когда впервые близко слышат, как поет настоящая певица, как им интересно играть для меня романс, а мне большое удовольствие петь для них.

- Татьяна Григорьевна, чего вам больше всего хочется?

- Я одержима музыкой, и мне хочется работать каждый день. Хочу, чтобы было много концертов. Говорят, что публике сегодня нужна не классика, а эстрада. Мне так не кажется. Та публика, что приходит к нам, нуждается в классике, в музыке серьезной. Если идти на поводу у тех, кому нужна эстрада в том виде, в каком она сегодня существует, никогда не вырастет поколение россиян, у которых ухо настроено на высокое искусство, на духовность. Хочу быть всегда нужной своим слушателям.

- Такие простые желания. Пусть они исполнятся в новом филармоническом сезоне.


Людмила Васильева

© 2002−2024 Сетевое издание "Вести-Орел" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись средства массовой информации серия Эл № ФС77-84935 от 21 марта 2023 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Г. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71.