пятница 29.03.2024 09:25:12 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+





Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
ВЫБОРЫ 2024
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Открытый доступ
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Очерки и публицистика
Архивное дело
Парк культуры
Пульс
Своя земля
Контакт
Утро с митрополитом Тихоном
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Кем стать?
Желтый объектив
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
Утро России. Орел
Театральный радиопроект "Литературная волна"






Главная » Вести. Интервью

17:21, 3 апреля 2003 года

Мода глазами дизайнера

Интервью с вице-президентом Союза Дизайнеров России Виктором Панковым.


Если на вашем пути вдруг встретится человек, который скажет, что ему наплевать на моду, то - не верьте ему, скорее всего он кривит душой. Никто и никогда не будут тратить время в поисках заведомо не модной одежды, а если такой человек и найдется, то делать это он будет опять же для того, чтобы выделиться из толпы, чтобы привлечь к себе внимание. А что это, если не новое направление в моде? Таким образом, вне моды человек не существует!

Программа <Красивая жизнь> в лице начинающей журналистки Кати Плотниковой прошлась по улицам нашего города. Нам стало интересно, считают ли жители Орла себя модными, и знакомы ли им такие понятия, как <От Кутюр> и <Прет-а-порте>? На первый вопрос люди отвечали в основном положительно, а вот вышеозначенные понятия из области моды вызывали сомнение. С этими же вопросами я обратилась к вице-президенту Союза Дизайнеров России Виктору Панкову.

Корреспондент:

На тему моды говорилось и говориться много, написаны целые труды и искусствоведами, и историками, и философы не остались в стороне. Но, тем не менее, восприятие моды конкретным отдельно взятым человеком настолько любопытно и неоднозначно, что возвращаться к этой теме можно снова и снова.

Виктор, с вами как с человеком профессиональным я хочу поговорить на тему культуры восприятия моды. Это очень интересная тема и ей, я думаю, стоит посвятить не одну передачу. Итак, Виктор, для начала, как это делается при изучении той или иной дисциплины, мы дадим определение? Что же такое мода?

В.П.:

Вообще, что такое мода, наверное, мало кто сможет ответить. С точки зрения психологов, мода - это, возможно, разновидность психоза, феномен такого рода. С точки зрения людей, работающих в модельном бизнесе, мода это в первую очередь - бизнес. Для людей ни к той, ни к другой группе не принадлежащих, для нормальных людей, обывателей, мода - это одна из забав, своего рода развлечение. Оно, с одной стороны, приносит нам легкую головную боль, с другой стороны, от этого развлечения никто не готов отказаться. Ведь даже если человек не участвует в этой гонке, но он так или иначе интересуется тем, что происходит вокруг. Даже, если просто человек смотрит на женщин, мужчин, одетых модно. Дать определение моды сложно, ведь слово <модный> для разных людей имеет разные значения. Для кого-то - <модный> - это значит <вызывающий>, для кого-то - <современный>, для кого-то <экстравагантный>. Для того, чтобы понять, что такое мода, наверное, каждому нужно доверится собственному интуитивному восприятию.

Корреспондент:

Мода существует на все: мода на образ жизни, на книги, на картины, на развлечения. В этой передачи мы коснемся моды на одежду. Давайте сразу разведем понятия <Высокая мода> (От Кутюр) и <Готовая одежда> (Прет-а-порте). И есть еще другое - одежда, которая продается в магазинах?

В.П.:

Я сразу оговорюсь, что на эту тему я буду говорить с точки зрения дилетанта, потому что я не занимаюсь модой в чистом виде, касаюсь этого только по мере необходимости и время от времени. И рассуждая на эту тему, я могу опираться только на свои собственные наблюдения. С моей точки зрения <от кутюр> - это <станковая мода>, как есть станковая живопись, живопись, которая находится на станке, на мольберте, и там же остается. Термин <станковая живопись> со временем приобрел другое значение - это не прикладное искусство. <От кутюр> - это ближе к понятию <театр моды>. <От кутюр> - это громадная лаборатория, где воплощают свои мечты, идеи, порой бредовые, но без них никогда не возникает ничего нового в области реального. Поэтому редко можно увидеть что-то из этой сферы, что применимо в чистом виде в реальной жизни. Я в этом вижу смысл один, вещи, созданные в сфере <от кутюр> должны шлифовать вкус, если он есть, формировать его, если его нет, и будоражить фантазию людей. Реакция, которую вызывают показы <от кутюр> она примерно такая: <Ух-ты, вот это люди делают! Вот как здорово! Надо и себе что-то в этом роде придумать!> Показы <от кутюр> должны провоцировать и других людей на творчество. <От кутюр> - это очень смелые вещи, это первое отличие, по крайней мере, внешнее, от того направления, которое называют <прет-а-порте>.

Корреспондент:

Да, мы будем говорить о внешнем отличии, потому как есть внутри этого направлении свои критерии, свои требования, как то, определенное количество коллекций в год, вещи, изготовленные вручную самыми лучшими мастерами, из материалов, исполненные на заказ и так далее.

В.П.:

Да, это все совершенно эксклюзивно, коммерчески неоправданно, это те <сливки>, ради которых целая индустрия работает из года в год, чтобы заработать деньги на это расточительные, совершенно безумные коллекции и показы.

Корреспондент:

И что же такое <прет-а-порте>, готовая одежда? Это тоже на подиуме, это тоже от Кутюрье, это тоже из специально изготовленных материалов, но, тем не менее, это уже ближе к жизни.

В.П.: - Да, коллекции прет-а-порте уже более уместно воспринимать с точки зрения <А надел бы я это?>, хотя и присутствуя на показах <прет-а-порте> можно услышать, как люди сидящие рядом могут воскликнуть <О боже! Да куда это годится?>. Но, тем не менее, это направление уже более применимо к жизни.

Корреспондент: С <от кутюр> и <прет-а-порте> мы разобрались. А что же такое продается наших магазинах? Это - ширпотреб?

В.П.:

Да, безусловно, ширпотреб, просто у нас со многими терминами, в том числе и со словом <ширпотреб>, метаморфозы происходят, то есть, мы многие слова употребляем только с негативной окраской. По-моему, это наследие нашего идеологизированного прошлого. Мы слова воспринимаем оценочно. Ну, например, у нас слово <обыватель> имеет отрицательный смысл, хотя оно означает <гражданин, человек, живущий в стране>.

И со словом <ширпотреб> произошло то же самое, а на самом деле - это <товары широкого потребления>, то, о чем по большому счету мечтает любой производитель, в том числе и дизайнер одежды, о том, чтобы товары производились в большом количестве, чтобы они распродавались и т.д.

И ширпотреб бывает разный, более того, ателье ведь тоже работают на ширпотреб, только они не шьют заводскими сериями. А если говорить о том, что у нас продается в городе, то я считаю, что у нас каждый может найти себе одежду по вкусу. Источник: Историческая справка:
Восьмидесятые годы девятнадцатого века. Париж предчувствовал грядущий переворот в мире моды - начало Великого конфекциона. Одно из самых значительных явлений конца 19 столетия - конфекцион - стал новой философией потребителя: впервые была разработана система размеров одежды и на новых фабриках началось ее массовое производство. Мода оказалась индустриализирована: говоря современным языком , появилось pret-a-porte. Место личного портного занял галантный продавец конфекционного магазина, а главной темой разговоров горожанок стал вопрос не <у кого сшить>, а <где купить?>. Заказывать наряды у портных продолжала лишь аристократия или сказочно богатая новая буржуазия, что весьма способствовало сакрализации фигуры портного, а в дальнейшем появлению целой мифологии высокой моды и понятия haute couture.


Ирина Захарова

© 2002−2024 Сетевое издание "Вести-Орел" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись средства массовой информации серия Эл № ФС77-84935 от 21 марта 2023 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Г. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71.