воскресенье 12.05.2024 09:10:14 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+







Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
ВЫБОРЫ 2024
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Открытый доступ
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Очерки и публицистика
Архивное дело
Парк культуры
Пульс
Своя земля
Контакт
Утро с митрополитом Тихоном
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Кем стать?
Желтый объектив
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
Утро России. Орел
Театральный радиопроект "Литературная волна"
Большой Футбол






Главная » Новости

15:57, 30 октября 2007 года

ПРИЗРАК БРОДИТ ПО РОССИИ…

По его воле несчетно и нещадно проламывали друг другу головы современники. По его поводу до сих пор ломают головы потомки. Как, когда и почему царь Иван Васильевич из благонамеренного умного правителя превращается в бессмысленного свирепого тирана? Как писал беглый сподвижник царя князь Андрей Курбский, - потянуло дымом великого гонения и разгорелся в земле русской пожар жестокости*). За безумство самодержавной власти страна заплатила разорением, смутой и расколом.


Иван Грозный – ключевая фигура в ретроспективе русской истории. В нем скрыта какая-то постыдная тайна авторитарной власти, подспудно подтачивающая национальную гордость великороссов. Код не разгадан, и тайна томит и нудит. Схоронили вампира, да не сподобились вбить в его сердце осиновый кол, - оттого глухо ворчит в глубине памяти нераскаянная злоба и тяжело ворочается в провале истории неупокоенное зло, время от времени прорываясь в настоящее время черными протуберанцами…

Концентрация всех атрибутов и прерогатив власти в одной сильной личности неизбежно порождает монстра. Архетип абсолютного повелителя в нашей мифологии воплощен в образе Кощея Бессмертного. Иван Грозный, Петр Первый, Иосиф Сталин – все эти исторические тираны суть инкарнации единого мифологического образа. Этот образ незримо витает в ауре власти и всегда ищет воплотиться в очередной харизматической фигуре отца нации или вождя народов. Даже самые разумные государственные деятели не в силах устоять перед неодолимым соблазном величия. Тем более, когда в кризисные периоды реальные политические возможности совпадают с архаическими упованиями народа на доброго царя… Тем более, когда осознанная государственная необходимость поддержана корыстными помыслами избранной рады… А уж адвокаты дьявола всегда наготове. Как старался некогда книжник Иван Пересветов упредить и оправдать красным словом всякую блажь царя! – Как конь под царем без узды, так царство без грозы. И потому грозный царь без тени сомнения или смущения заявляет миру: А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить**). Здесь вся суть самодержавия. А что сверх того – от идеологов.

В свое время Иосиф Сталин реабилитировал Ивана Грозного для того, чтобы наделить исторической легитимностью собственный произвол. В наши дни радикально настроенные державники пытаются ввести во искушение высшую власть, канонизируя образ древнего тирана в качестве образца для властителя. В конце минувшего века была попытка (видимо, преждевременная) причислить Ивана Грозного к лику святых. Митрополит Иоанн, покойный идеолог православного национализма, сочинил едва ли не акафист благоверному царю: Мягкий и незлобивый по природе, царь страдал и мучился, вынужденный применять суровые меры. По мнению архиерея, независимому от всех исторических реалий, - Дело жизни царя было сделано – Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, обновленная и очищенная опричниной***). Логично было бы в таком случае прославить в чине блаженного и Малюту Скуратова…

Что странно (на первый взгляд) и страшно (если вдуматься) – подлый народ (так прежде вкупе именовались низшие сословия) верноподданно любил Грозного. Вековое течение фольклора в тысяче преданий обкатало жуткие факты в гладкие легенды. Народ прощал одного великого злодея за то, что тот тиранил и терзал множество злодеев помельче, угнетавших людей непосредственно по месту жительства. Царь как бы мстил боярам и детям боярским за муки крестьянские. Так Петр Великий, утеснивший народ реформами, был амнистирован в преданиях за лютость к государственным паразитам. Так Иосиф Сталин, любимый вождь и мудрый учитель, от имени рабочих и крестьян приносил кровавые жертвы демонам классовой борьбы. Любовь и кровь рифмуются в поэме экстаза, сливаясь в фанатическое поклонение идолу власти. Человеческая масса сама по себе темна и дика, соборная личность в ней подавлена мощным коллективным подсознанием, и тиран управляет заключенной в массе энергией разрушения, проецируя на реальные события ее низменные страсти и архаичные страхи. Это, если хотите, черная магия власти.

Видимо, как это ни горько признать, тысячелетние страдания отложились в глубине нашего менталитета в некий коллективный подсознательный садомазохистский комплекс. Террор сверху воспринимается как тяжкий, но неизбежный налог кровью и залог суровой справедливости. Истинный властитель стоит по ту сторону добра и зла; он сам суть мера всех вещей, и его воля выше закона. Надо отдаться ему душой и телом, и тогда, может быть… Вечноженственное в русском национальном характере извращается в бабье: раз бьет, значит любит! В каждого нового избранника судьбы деморализованная толпа, лишенная в целом человеческого достоинства, всматривается с неясным страхом и нервным трепетом: не он ли? И каждый в толпе втайне надеется на счастливый случай, могущий высоко вознести его жребий за счет унижения всех прочих. И чем безумней век, тем больше шансов на дурную удачу.

Царь Иван, во имя Антихриста юродивый, навязал свое безумие всему веку своему. И эхо прошло по векам. Подлость питает свое величие унижением чужого достоинства. Мерой верности становится сервильность. Иван Грозный завел обычай звать скоморохов на царские пиры и понуждал скоморошничать государственных мужей. Курбский пишет, как царь заставлял плясать в похабной личине гордого боярина Михаила Репнина: будь весел и играй с нами! Так Петр принуждал своих вельмож напиваться на ассамблеях и похабничать на шутовских соборах. Так Сталин вынуждал Никиту Хрущева, багрового от стыда и от натуги, плясать гопака в увеселение и устрашение прочих членов Политбюро. Хронисты отметили, как в 1573 году на празднестве в Новгороде царь развлекал иностранных гостей непристойными танцами и песнями, при исполнении которых он лично дирижировал хором. Знал ли первый президент России об этом художестве первого царя всея Руси, когда на глазах у всего удивленного мира дирижировал в Берлине разухабистой «Калинкой»? Вряд ли; но, видать, генная память крепче исторической.

Если продолжить исторические аналогии от анекдотических мелочей к разрушительным тенденциям, то следует в первую очередь подыскать параллели к явлению опричнины, в которой выразилась самоедская суть эпохи. В 1565 году царь выделил из русской земли особую долю, - с отдельной территорией, подведомственной только ему номенклатурой и войском специального назначения. Семь страшных лет каратели, ангелы ада, конники с символическими метлами и собачьими головами, притороченными у седла, изводили в стране крамолу. И едва не извели Россию. Семь лет по дорогам и бездорожьям из конца в конец катился цокот копыт, топот сапог, ропот толпы… бей своих, чтоб чужие боялись! Опричь значит кроме. Оттого опричников иначе именовали кромешниками; тьма кромешная наползала на города и веси, расходясь волнами от царского трона. Спустя века опричниками нового самодержавия стали чекисты. Выделенные из общего государственного дела органы, призванные искоренять саботаж и измену, ввергли страну в бездну страха. Жертвам тех и других нет числа. Что же до имен, то Ты, Господи, знаешь их****).

Когда сегодня отдельные политики говорят о необходимости концентрации власти для преодоления центробежных факторов и разрушительных тенденций, то как бы по умолчанию подразумевают расширение полномочий силовых министерств, вплоть до создания специального органа по борьбе с коррупцией, подконтрольного лишь первому лицу государства… когда они так говорят, может быть и впрямь побуждаемые благими намерениями, - тень Ивана Грозного нависает над нашим настоящим и тянется достать завтрашний день – то ли скипетром, то ли батогом… Вот он, призрак самодержавия, сотканный тьмой по мраку, бродит по России и ищет слабину в нашем новоявленном гражданском чувстве; он жаждет нашей муки и крови, он алчет лжи и злобы, чтобы налиться мерзкой мощью и воплотиться… кто скажет, во что? И что ждет нас всех тогда? Какой ценой будет куплено счастье в бесчестии и братство в рабстве? Как бы не пришлось на пороге всеобщего благоденствия по древлему обычаю посыпать свою голову пеплом сожженных книг и приносить униженное покаяние грядущему царю, винясь в своеволии и словоблудии в предписанной уставной форме: аз грешный, недостойный холоп твой Володька Ермаков писал сие по неразумию своему и на свою дурную голову… Зря улыбаетесь: давно ли мы писали объяснения по анонимным доносам и давали подписку о неразглашении государственной глупости и подлости?

Русский путь, неторный и неведомый, ведет нашу государственность из не проясненного прошлого в неясное будущее по неровной и неверной дорожке между двумя безднами. С одной стороны – самодержавная власть, безумная и безжалостная, с другой – стихийный бунт, бессмысленный и беспощадный. Стоит лишь оступиться…

В конце сего рассуждения положенный трюизм в ранге морали: единственный урок истории состоит в том, что мы не извлекаем из нее никаких уроков. Что из этого следует? Наверное, не стоит всецело полагаться на разум. Но уж тем более нельзя надеяться на провидение. История непоправима. Но не предопределена.

*) А. Курбский «История о великом князе Московском».

**) Первое послание Ивана Грозного Курбскому.

***) Митрополит Иоанн «Самодержавие духа».

****) Этим риторическим оборотом Иван Грозный заключал синодики – пояснения к вкладам в церкви на поминание душ своих жертв.

Владимир Ермаков


© 2002−2024 Сетевое издание "Вести-Орел" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись средства массовой информации серия Эл № ФС77-84935 от 21 марта 2023 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Г. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71.