Этим летом в регионе идет масштабное дорожное строительство. Главная задача - не закатать деньги в асфальт, а построить дороги на годы. Специально для этого была куплена «Орелгосзаказчиком» мобильная дорожная лаборатория.
Дорожники называют лабораторию на колесах – «большим братом». Он увидит то, что спрятано под толщью асфальта. Сегодня на мосту через реку Неполодь. Дорожники начали реконструкцию здесь в апреле.
Александр Уткин, главный инженер компании-подрядчика: «Если контроль не осуществляется, то естественно и качество работ будет гораздо ниже. Допустим, вчера были сделаны все промеры до укладки асфальта, были уклоны выверены».
Галина Дорофеева, главный специалист отдела качества работ «Орелгосзаказчик»: «Когда за дело берутся профессионалы, то это имеет большое значение в нашей деятельности. Качество будет хорошее».
Если раньше контролеры были вооружены пилой. То теперь на смену пришел современный немецкий аппарат. Бурильная установка в миниатюре. Пару секунд и проба асфальта на ладони специалиста.
Светлана Ногтенко, главный специалист отдела качества работ «Орелгосзаказчик»: «Замеряем его толщину. В данном случае толщина шесть сантиметров. Это в допусках. Подрядчик постарался и сделал все, как положено».
Приготовление прочного асфальта – дело хитрое. У специалистов, даже есть своя кулинарная книга в 100 рецептов. Поэтому на анализ того, во что одевают дороги области, отводится несколько дней. Важно все - от того, какой песок и щебень лег в основание дороги, до того, как плотно укатали асфальтом. Поэтому его взвешивают, мочат, плавят, и давят под прессом.
Если асфальт рано или поздно сдается под натиском времени - ведь срок его службы в идеале 5 лет, то сами дорожники должны устоять под гнетом обстоятельств и перед желанием сэкономить. Получается не у всех.
Юрий Иванов, начальник отдела качества работ «Орелгосзаказчик»: «В этом году у нас порядка сорока объектов, из них на пяти объектах из-за некомпетентности подрядных организаций пришлось снимать их с работ и переторговывать. Поэтому, мы контролируем тщательно. Выезжаем, практически, ежедневно».
Те, кто проверяет качество орловских дорог, тоже мечтают, чтобы в России стало одной бедой меньше. Но качественные дороги строить надо на трех китах – деньги, добросовестность и круглогодичное обслуживание. Так что с русским «авось» до автобанов еще далеко. Хотя секрет немецких дорог в лаборатории нам тоже открыли. Их строили по направлениям, проложенным еще римлянами