Больше полувека в фондах орловского музея изобразительных искусств хранились и никогда не выставлялись работы знаменитых зарубежных мастеров графики. Многие были подарены из частных коллекций, а некоторые были переданы в конце 50-ых из Эрмитажа. Сейчас в экспозиции представлены только 40 произведений мастеров из Италии, Англии и Польши. Остальное также ждёт своего часа.
Из всех 7 тысяч экспонатов в орловском музее изобразительных искусств – 3 тысячи – только графические работы. Сейчас в экспозиции представлено всего 5%. Это узнаваемые исторические и религиозные композиции, пейзажи и портреты известных европейских мастеров 18-го и начала 19-го веков. Эти работы ранее не экспонировались в музее по ряду причин.
Светлана Четверикова, директор Орловского музея изобразительных искусств: «На протяжении нескольких десятилетий часть работ просто приводилась в экспозиционное состояние. Несколько ещё не отреставрированных работ мы намеренно показываем для того, чтобы, во-первых, всё-таки наиболее полно представить часть коллекции этих художников, которых мы показываем, и, во-вторых, для того, чтобы привлечь внимание возможных меценатов, возможных любителей искусства для того, чтобы помочь музею отреставрировать произведения, находящиеся в фондах».
В экспозиции доминирует печатная графика, так сказать «репродукционная» гравюра. Известные мастера именно в такой форме воспроизводили оригиналы различных мировых шедевров. Порой гравюра переживала даже сам оригинал.
Светлана Четверикова, директор Орловского музея изобразительных искусств: «Например, у нас представлено три работы одного мастера. Скорее всего, цикл включал в себя семь работ. На сегодняшний день мы не знаем их местонахождение. А в нашей коллекции остались три работы, которые, мне кажется, очень интересны, они выполнены с оригинала Джузеппе Мария Креспе, известного художника, и они тоже представляют интерес».
Но помимо гравюр на экспозиции представлены и работы, выполненные в цвете. Кстати, эти многовековые произведения требуют более тщательного ухода.
Светлана Четверикова, директор Орловского музея изобразительных искусств: «Эти работы подвержены разрушению. Мы специально показываем утраты на этих работах, и существует правило экспонирования графики – выставлять не более трёх месяцев, потому что они подвержены влиянию атмосферного воздействия – температуры, света. И особенно хорошо это видно на примерах оригинальной графики, где мы видим наличие цвета, который подвержен изменениям, выгоранию. Поэтому экспозиции графики в музеях редки».
Кстати, эти произведения раньше находились в частных коллекциях. Порой орловские дворянские семьи из заграничных путешествий привозили работы местных художников, которыми, затем, украшали свои дома.
К примеру, миниатюра, написанная на слоновой кости - из фамильной коллекции рода Скоропадских. Портретист из Англии специально приезжала в Орловскую губернию, чтобы написать портрет маленькой Елены в 1906 году.
На смену гравюрам художников Италии, Англии и Польши придут графические произведения Франции и Германии. Правда, эта экспозиция в Орловском музее ИЗО откроется только в конце этого года.