|
Главная » Новости
15:33, 19 мая 2016 года
Минувшая ночь в музее изобразительных искусств прошла под знаком ВенерыУникальная картина полтора года находилась на реставрации в Москве. Несколько месяцев назад вернулась в Орел и была презентована широкому кругу зрителей.
«Спящая Венера с розами» - копия с картины Джорджоне, которую, после смерти художника, дописывал Тициан. Это невероятно модный для 17-18 века сюжет, который многократно тиражировался копиистами. Одна из таких копий была в коллекции князей Куракиных и после революции попала в краеведческий музей, а оттуда, уже 60 лет назад, пополнила фонд музея ИЗО. Автор картины, дата написания оставались неизвестны. В последний раз она выставлялась 60 лет назад.
Светлана Четверикова, директор музея изобразительных искусств: «Старожилы нашего города, может, ее и помнят, потому что она выставлялась при организации нашего музея, тогда – Орловской картинной галереи, в 1957 году. И после 1963 года, после переезда галереи из Торговых рядов, она была убрана в запасники и с тех пор ни разу не была показана».
Почему же такое уникальное произведение искусства долгое время скрывалось от глаз зрителей? Все просто. Картина постепенно разрушалась. Трескался холст, многочисленные кракелюры поднимались, осыпая краску, проступали следы старой неумелой реставрации. И только в прошлом году появилась надежда.
Елена Мережкина, главный хранитель музея изобразительных искусств: «На целевые деньги, выделенные министерством культуры, в рамках празднования 450-летия Орла, нам удалось отреставрировать это произведение».
А ведь еще немного, и спящая Венера могла уснуть навсегда. Если бы не два молодых реставратора из Москвы – Антон Трофимов и Денис Самойленко. На презентации представили картину «до» и «после». Рассказав, что самые современные средства исследований были направлены на то, чтобы получить ответы на вопросы, чьей кисти принадлежит «Спящая Венера», кто и где сделал эту копию с картины Джорджоне? И главное, когда она была написана? Выяснилось, что писал художник западноевропейской школы в конце 18 века.
Татьяна Тимашева, старший научный сотрудник изобразительных искусств: «Наша картина относится к тому типу, который называется дармштадским, то есть когда художники в мастерских повторили в разных вариантах, адаптируя к своему времени образ лежащей Венеры, спящей на фоне природы, иногда привносили какие-то новые элементы. Так и здесь, мы видим то, что характерно для дармштадского типа - красную драпировку, на которой покоится Венера».
Имя автора копии по-прежнему остается под завесой тайны, но это ничуть не умаляет его мастерства. Полотно это хранит немало загадок и сегодня. Все их, вероятно, уже не разгадать, но впечатления от картины для ценителей искусства ни с чем не сравнимы.
Искусствоведы в один голос отмечают, что событие это для музея и города трудно переоценить. Дело в том, что лишь в одну из мастерских Грабаря берут на реставрацию 50 картин, а заявок от музеев поступает в год около 2000 тысяч. Нам повезло, и картина эта теперь едва ли не жемчужина коллекции музея.
Елена Шаренкова, почетный академик Академии художеств РФ: «Я думаю, что здесь невероятная заслуга директора Светланы Четвериковой, я ее очень уважаю как профессионала. Конечно же, нужно любить свою профессию настолько, чтобы дарить такие подарки всем».
Одним из основных итогов реставрации стало и то, что о нашей «Спящей Венере с розами» узнали далеко за пределами России, потому что она внесена в мировой музейных каталог.
Эва Стасюлевич
|
|