понедельник 17.01.2022 04:29:04 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+


Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Открытый доступ
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Парк культуры
Пульс
Своя земля
Контакт
Утро с митрополитом Тихоном
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Кем стать?
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
COVID-19
Главная » Орловщина

15:25, 16 июля 2004 года

“Делает великое удовольствие городу…”

Главным источником сведений об истории Орловского академического театра имени И. С. Тургенева была и остается книга Леонида Афонина, выпущенная Приокским книжным издательством в 1965 году. Она так и называется – “Повесть об Орловском театре”. В предисловии к ней Леонид Николаевич отмечал: “Эта книга не претендует на исчерпывающую полноту изложения истории Орловского театра. Автор рассматривает ее как первую попытку рассказать о трудах и днях Орловского театра накануне его 150-летия”.

Представьте себе небольшую сцену. Горят, потрескивая, поленья в камине. В кресле сидит человек в черном. Этот персонаж в пьесе Леонида Андреева «Реквием» без имени, он -- Директор. Кто он на самом деле? Актер? Режиссер? Человек 8 октября прошлого года известный далеко за пределами нашей области театр отметил свою 188-ю годовщину. За время, прошедшее после выхода “Повести об Орловском театре”, его история заметно обогатилась, о чем свидетельствуют создание театрального музея и возрождение малого театра Каменского. И все же почти двухвековая история первого в Орле публичного театра настолько насыщена и интересна, что ее не отобразить в одной книге или на сравнительно небольшой экспозиционной площади музея.

Конечно, в театральном прошлом имеются еще “белые пятна”, не все периоды в его судьбе досконально изучены. Одним из таких малоизученных этапов являются первые годы существования театра графа С. М. Каменского. Поэтому нам дорого каждое свидетельство о том времени, например, как выглядело театральное помещение, каков был репертуар и что известно о пусть не самых первых его зрителях.

Одним из ценных мемуарных источников о начальной поре театра графа Каменского является книга петербургского историка, писателя и педагога Гавриила Васильевича Геракова, изданная в столичной типографии Греча в 1830 году. Она имеет длинное название: “Продолжение путевых записок по многим российским губерниям с 14 сентября 1820 по 26 января 1821 года статского советника Гавриила Геракова”.

В предисловии к ней автор писал: “Издав в 1828 году “Путевые мои заметки по России”, вслушивался в разговоры об оных и, к сожалению увидел, что, кроме благоразумных, просвещенных и кротких людей, многие судили произвольно и рады, что у них во рту есть язык…”. Тем не менее Гавриил Васильевич через два года издал вторую часть своих путешественных записок.

Грек по происхождению, Гераков родился в 1776 году, воспитывался в столичном Сухопутном шляхетском кадетском корпусе, который называли “рассадником великих людей”. Из его стен вышли прославленные писатели Херасков и Сумарков, историк Елагин, полководцы-фельдмаршалы Румянцев и наш земляк Михаил Федотович Каменский. Некоторое время Гераков преподавал в корпусе. Среди его учеников, кстати, был будущий поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Гавриил Васильевич сумел зажечь в своих слушателях патриотический энтузиазм. Его историческое сочинение “Герои русские за 400 лет” пользовалось успехом у кадет. Не отсюда ли идут истоки рылеевских исторических “Дум”?

В 1813 – 1814 годы Гераков издал свою книгу “Твердость духа русских. Героини славянского племени”. Познакомившись с ней в своем ливенском имении Денисовка, знаменитый партизан, поэт и военный писатель Денис Давыдов направил автору такие строки:

Гераков! Прочитал твое я сочиненье,

Оно утешило мое уединенье;

Я несколько часов им душу восхищал;

Приятно видеть в нем, что сердцу благородно;

Что пылкий дух любви к отечеству внушал, –

Ты чтишь отечество, и русскому то сродно:

Он ею славу, честь, бессмертие достал.

Во второй части своих путевых записок Гераков весьма подробно рассказал о том, как 14 сентября 1820 года он выехал из Симферополя и, следуя через Киев, Нежин, Глухов, Усожу, Дмитровск и Кромы, 13 ноября во втором часу пополудни в десятиградусный мороз прибыл в Орел. Любопытно его первое впечатление о нашем городе: “Город порядочный, но мало или вовсе нет древностей. Я остановился под горою, недалеко от мостика через речку Орлик…” (Приезд Геракова в наш город не отражен в летописи “Орел. Из века в век”).

На следующий день, в воскресенье Гераков нанес визит генералу от инфантерии графу С. М. Каменскому, основавшему пять лет назад первый в городе публичный театр, который долгое время успешно соперничал со столичными. Кроме драматической, граф содержал оперную и балетную труппы, оркестр, два хора (по 40 человек каждый) и театральную школу.

“Был у графа Каменского, – записал Гераков, – обедал и должен был карандашом на бумаге написать имя, отчество, фамилию, чин… Был в театре, – билет прислал Уваров (речь идет о генерал-майоре Федоре Семеновиче Уварове, который два года назад стал крестным отцом среднего сына ротмистра Сергея Тургенева – Ивана, будущего великого русского писателя. – В. В.).

Давали комедию в стихах Грибоедова “Притворная неверность”. Изрядно играно, но любовники и любовницы приметно, что холопы. За комедиею следовала большая опера “Похищение из сераля”. Музыка Моцарта очень хорошо разыграна, и пели весьма порядочно, особенно г-жа Лебедева, не крепостная. Борденев прекрасно играл старика, и все изрядно пели и играли; оркестр хоть бы в Петербурге…”. Следует отметить, что названные грибоедовская комедия и моцартовская опера впервые указаны в числе шедших на орловской сцене драматических и музыкальных произведений.

Далее Гавриил Васильевич продолжал: “Мое самолюбие пресыщено было: все генералы (в Орле размещался штаб 2-го резервного кавалерийского корпуса. – В. В.) имели ко мне внимание; зрителей довольно и нежного пола хорошего… При выходе из театра много знакомых нашел, и тот целует, и тот жмет руку, и все зовут к себе; но я из театра, по нездоровью моему, поехал домой…

Театр конструкции хорошей, освещен восковыми свечами, но жаль, что нет люстры. Граф Каменский в убыток себе делает великое удовольствие городу Орлу. Благодарность ему. Когда он, сидя в своей ложе, три раза ударит в ладоши, оркестр заиграет; три раза еще – занавес поднимается…”.

А вот что произошло с петербургским литератором во время антракта: “Обернувшись к зрителям, увидел позади себя сидящую молодую, миловидную даму и, казалось, мне знакомую. Я скромно вглядывался, она, вставши, сказала: “Не вы ли Гаврило Васильевич Гераков?” – И я узнал в ней Анастасию Ивановну, урожденную Мартос, дочь нашего славного скульптора. Мне очень было приятно с ней беседовать; звала к себе, обещал; уже она мать трех детей; муж ее Лузанов полюбился мне…”.

До своего отъезда из Орла утром 19 ноября Гераков каждый день бывал в гостях у А. И. Лузановой, которую, по его словам, знал “с детства ее”. Не удивительно, что, прибыв с Москву, он отправился “смотреть монумент, воздвигнутый спасителям России – князю Пожарскому и гражданину Минину”. Этот первый московский скульптурный памятник работы отца Лузановой И. П. Мартоса был установлен два года назад.

Книга Геракова “Продолжение путевых записок по многим российским губерниям…” стала также важным источником для написания биографии мужа Анастасии Ивановны – баснописца Герасима Ивановича Лузанова, участника Отечественной войны 1812 года.

Таким образом, записки Г. В. Геракова знакомят нас с новыми орловскими театралами и вообще расширяют наши представления о театре С. М. Каменского, с которого ведет свое начало Орловский государственный академический театр имени И. С. Тургенева.

Владимир ВЛАСОВ.



 
© 2002−2022 Сетевое издание "Орловское информбюро" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-70203 от 21 июня 2017 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Г. Шеф-редактор Интернет-группы - Озеров А. А. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71. Техническая поддержка.