|
Главная » Орловщина
15:25, 16 июля 2004 года
В графе «профессия» значилось: «Сын писателя Леонида Андреева»Дети Леонида Андреева убедительно опровергли бытующее мнение о том, что природа отдыхает на чадах знаменитых людей. Так, Даниил Андреев прославился своим трудом «Роза мира» и поэтическим ансамблем «Русские боги». Вера Леонидовна написала прекрасные книги «Дом на Черной речке» и «Эхо прошедшего». Талантливым поэтом и прозаиком был и первенец автора «Баргамота и Гараськи» Вадим Андреев, столетие со дня рождения которого отмечалось в этом году.
«Я не помню лица моей матери, – так начинает он свою повесть «Детство». – Она умерла, когда мне не было и четырех лет… Но ощущение матери незримо присутствует во всех моих первых воспоминаниях… Голос, очень отчетливый и вместе с тем почти прозрачный: «Надо спать так: ладонь к ладони и руки положить под ушко»… Ощущение… присутствует всегда, как будто мама в соседней комнате, за стеной, или просто рядом, вне поля моего зрения».
Рассказывая о первоначальной поре жизни, Вадим Леонидович много внимания уделяет своему отцу, воссоздает его психологический портрет. Слава автора «Рассказа о семи повешенных» и «Жизни человека» в дореволюционные годы была так велика, что в первом паспорте, полученном Вадимом, в графе «профессия» значилось: «Сын писателя Леонида Андреева».
Значительная часть жизни семьи Андреевых проходила на даче, в огромном деревянном доме, расположенном на Черной речке на Карельском перешейке. Вадим рано обратился к поэзии, и первые его стихи появились в печати, когда он еще учился в гельсингфорсской гимназии. При отделении Финляндии в 1918 году Карельский перешеек отпал от России, так что Андреевы, никуда не уезжая, невольно оказались в эмиграции.
В следующем году в сорокадевятилетнем возрасте Леонид Николаевич неожиданно скончался. Окончив в 1920 году гимназию, Вадим определился в русскую армию, которая направилась вокруг Европы в Крым, чтобы помочь генералу Врангелю. Но до Крыма Вадиму Андрееву не суждено было добраться, и он после продолжительных скитаний очутился в Константинополе, затем в Болгарии, откуда весной 1922 года перебрался в Берлин.
Здесь он познакомился с А. Белым, А. Ремизовым, И. Эренбургом и другими известными русскими писателями. В местной газете «Дни» регулярно печатались его стихотворения. Через год Вадим Андреев стал сотрудничать в другой берлинской, но просоветски настроенной газете «Накануне». Его стихи были включены в антологию «Из новых поэтов».
В 1924 году вышел первый его поэтический сборник «Свинцовый час», который, по словам автора, «стал первой ступенькой лестницы, на которую он мечтал выйти». К этому времени некоторые сотрудники газеты «Накануне» стали возвращаться на родину. Как эмигрант без эмиграции, Андреев тоже решил вернуться в Россию, сдал необходимые документы в советское консульство, но ответа так и не дождался.
Центр русской эмиграции из Берлина переместился в Париж, куда пришлось перебираться и Андрееву. Во второй половине двадцатых годов его стихи систематически появлялись в местном отделении пражского журнала «Воля России». Название своего второго сборника стихов, изданного в 1928 году, Вадим Леонидович определил словами любимого поэта Е. Боратынского – «Недуг бытия», в целом положительно оцененный эмигрантской критикой. В том же году в Париже был издан новый его сборник «Стихотворения», куда автор включил и некоторые свои критические заметки.
К этому времени знакомство Андреева с поэтессой Мариной Цветаевой переросло в дружбу. Она была одним из самых частых гостей на литературных вечерах, устраиваемых содружеством «Ковчег», созданным по инициативе Вадима Андреева и двух его друзей. На некоторых вечерах он вместе с Цветаевой читал свои стихи. Когда во второй половине тридцатых годов поэтесса готовилась к отъезду в Советскую Россию, она нередко обращалась за советами и помощью к Вадиму Леонидовичу.
Наряду с большими стихотворными циклами и поэмами он писал в то время и рецензии, в частности, на книгу писателя-орловца Бориса Зайцева «Жизнь Тургенева». Перед войной Андреев обратился к прозе. Широкую известность получила опубликованная в 1938 году в журнале «Русские записки» его «Повесть об отце», которая в расширенном виде потом выйдет отдельным изданием под названием «Детство».
Есть у него и поэма с таким же названием, в которой он тепло вспоминает свой родительский дом:
Огромный дом под многоскатной крышей,
Лазейки, переходы, чердаки.
Впервые здесь я встретил и услышал
Движенье поэтической строки…
Во время гитлеровской оккупации он жил в деревне, занимаясь сельским хозяйством. К концу войны вступил в ряды Сопротивления и участвовал в боях с захватчиками. Об этом идет речь в его романе «Дикое поле». «Во время войны, – вспоминал Вадим Леонидович, – сражаясь в рядах французского Сопротивления, я, прежде всего, думал о России. Каждое русское несчастье было моим несчастьем, каждая удача – моей удачей…»
По окончании войны он печатался в парижской газете «Советский патриот». В 1946 году принимал участие в подготовке «Русского сборника», посвященного творчеству И. Бунина и А. Бенуа. На одном из эмигрантских собраний произошла его встреча с автором «Жизни Арсеньева». «Вы хорошо написали об Леониде, – сказал Иван Алексеевич, – а вот ваши стихи мне меньше нравятся… Вот только вы пишете, что у Леонида была большая рука. Это неверно: рука у него была небольшая, цепкая, цыганская…»
Через некоторое время Андреев принял советское гражданство, обосновался в Швейцарии, работая в Организации Объединенных Наций. В 1949 году в нью-йоркском журнале «Новоселье» была помещена его «Поэма об отце», а год спустя в Париже увидел свет его поэтической сборник «Второе дыхание», признанный критикой лучшим из всех его предыдущих.
Начиная с 1960-х годов, произведения Вадима Андреева сделались знакомыми советскому читателю. Кроме журнальных подборок стихотворений, были изданы его автобиографические прозаические произведения – «Детство» (1963), «Дикое поле» (1965), «История одного путешествия» (1966), «Возвращение в жизнь» (1969) и «Через двадцать лет» (1974).
Их успех, с одной стороны, радовал автора, а с другой – вызывал некоторое сожаление. «Я вот всю жизнь писал стихи, а знают меня как прозаика», – писал он в 1970 году орловскому литературоведу Л. Н. Афонину. Скончался Вадим Леонидович 20 мая 1976 года в Женеве. Год спустя в Париже посмертно была выпущена его книга «На рубеже. Стихи и поэмы».
Владимир ВЛАСОВ.
На снимках: Леонид Николаевич, Александра Михайловна и Вадим Андреевы. В. Л. Андреев.
|
|