Главная » Прокуратура Орловской области комментирует
17:00, 11 сентября 2018 года
Особенности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
Разъясняет прокурор Орловского района Коротких Е.В.:
Согласно ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации в России гарантируется общедоступность образования, а значит, государство гарантирует создание условий для получения образования различными категориями обучающихся, в т.ч. лицами с нарушениями здоровья, независимо от факта наличия или отсутствия инвалидности.
Статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ закреплена гарантия по обеспечению доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с положениями названной нормы закона содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В связи с этим, для получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Индивидуальную программу реабилитации разрабатывает Бюро медико-социальной экспертизы (ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Условия должны быть созданы в соответствии с Рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
Адаптированными образовательными программами считаются программы, содержание которых изменено с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (с учетом особенностей здоровья ребенка, вернее, ограничений здоровья). Такие программы не обязательно должны отличаться по содержанию учебного материала от обычных образовательных программ, изменения могут касаться технологии, методов, способов обучения. Например, могут использоваться иные учебные пособия, специальные приспособления, в т.ч. специальное программное обеспечение и т.п. Для слабовидящих и слепых детей это могут быть учебные пособия, напечатанные по Брайлю, а при обучении таких детей будет привлекаться тифлопедагог и использоваться тифлотехника (например, для чтения «говорящих» книг).
Отсутствие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является нарушением лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966. Следовательно, создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью указанных образовательных организаций, и лицу с ограниченными возможностями здоровья не может быть отказано в приеме на основании того, что в данной образовательной организации отсутствуют специальные условия для получения образования.
Несоблюдение образовательным учреждением указанных выше правовых норм при осуществлении образовательной деятельности является основанием для привлечения образовательной организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прокуратура Орловской области
|