суббота 20.04.2024 13:15:54 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+







Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
ВЫБОРЫ 2024
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Открытый доступ
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Очерки и публицистика
Архивное дело
Парк культуры
Пульс
Своя земля
Контакт
Утро с митрополитом Тихоном
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Кем стать?
Желтый объектив
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
Утро России. Орел
Театральный радиопроект "Литературная волна"
Большой Футбол






Главная » Вести. Культура

14:35, 2 февраля 2007 года

ВТОРАЯ РЕАЛЬНОСТЬ АНДРЕЕВСКОГО ДОМА

Ольга Вологина в работает в музее писателя Леонида Андреева со дня его основания. Начинала научным сотрудником при директоре Лидии Валентиновне Ивановой, ветеране музейного дела. Вместе они разрабатывали концепцию музея: решили воссоздать обстановку тех лет, атмосферу Андреевского Дома, который много значил в его судьбе.


Концепция сработала. Это удивительно: писатель ушел из жизни не отсюда. Он умер в чужой, холодной Финляндии, в безденежье, в тоске по этому орловскому Дому на второй Пушкарной. А здесь началась жизнь Леонида Николаевича, здесь прошли его детство и юность, здесь, на этой улице, в этом старинном городе жили многочисленные прототипы персонажей его произведений. И он сегодня жив, этот дом. Жив памятью о великом писателе, жив любовью и стараниями тех, кто поддерживает в нем теплый огонь воспоминаний, так умело и тонко соединяя в его стенах век нынешний и век минувший. Сюда, к Андрееву, мы приходим на Рождество, на Новый год и на другие праздники, каждый год в августе мы приходим сюда отведать <деньрожденного> пирога, а в сентябре почтить память человека, о смерти которого художник Николай Рерих, сказал: <Разбилось еще одно сердце, знавшее, что такое великая Россия>. В доме на Пушкарной не отсчитывают круглых дат, чтобы вспомнить о творчестве писателя. Здесь продолжается его жизнь. И надо очень любить и хорошо знать прошлое, чтобы у настоящего сохранить аромат жизни. У Ольги Валентиновны Вологиной ощущение прошлого заложено еще в глубоком детстве в городе, где традиции русской жизни всегда были в почете. Родилась она на севере, в Великом Устюге Вологодской области. Отец ее был из поморов, а по линии матери в ней течет польская кровь. В Орел отец попал по распределению, он работал в сельскохозяйственной авиации. Казалось бы, ну что может запомнить человек, если ему четыре года от роду, а именно в этом возрасте родители перевезли ее в Орел? Помнится многое, потому что каждый год ее отправляли в Устюг к бабушке. Весь уклад жизни старого города, ее удивительная интеллигенция - люди, которых она видела, слышала, - все наслаивалось в благодарной цепкой детской памяти. У бабушки были подруги: одна купеческого рода, а другая - из простых, но закончившая семинарию. Можно было придти в их дом, подержать в руках удивительную кухонную утварь и много других интересных хозяйственных приспособлений. Потом, когда Ольга Валентиновна придет в музей, ей будет несложно разобраться, какая вещь, к какому времени относится. Сегодня мы утратили культуру быта, мир милых, но таких нужных мелочей сегодня можно встретить только в музее, может, поэтому и музей стал для нее притягательным, ведь не случайно она поступит в педагогический институт на историко-филологическое отделение. И потом, когда придет ее час, будет по крупицам формировать быт семьи Андреевых.

Ах, с каким удовольствием я всегда слушаю историю шкафа или какой-то фотографии, иконы, часов или старинного рояля, не покидающего своего места в зале! Ольга Валентиновна говорит о них, как о людях, наделяя каждый милыми эпитетами, сохранившимися от их первых хозяев.

Спору нет, музейный экспонат - это дело серьезное и важное, без него какой музей?! Он - строгий свидетель событий. И в его соединении с другим экспонатом, в монтаже их рождается документальное содержание эпохи, правдивая ее картина. Но она, пусть простят меня музееведы, чаще всего мертва и категорична, в ней, в этой картине, нет жизненной ауры. Посетителю надо очень много знать, чтобы вообразить, прожить прошлое, как свое. Ольга Валентиновна и ее коллеги сделали дом живым, подчинив его сегодняшнюю жизнь семейным ритуалам Андреевых, ритмам их былой жизни. Поэтому здесь часто бывают не посетители, а гости, свои, постоянные, любимые и желанные. Здесь, как раньше в семье Андреевых, проходят посиделки, чаепития с беседами, разговорами. Элементы театрализации часто вводятся спонтанно, а по большим событиям скорые на выдумку- сама Вологина и молодая сотрудница Алина Соколова, а также их друзья актер театра <Русский стиль> Сергей Борисов и режиссер театра кукол Галина Смирнова -- готовят театрализованные представления. Хозяин Дома, его удивительная маменька, мечтательница и фантазерка Анастасия Николаевна, и все домочадцы театр любили и сами играли. Мало это знать, надо всем нутром своим ощущать и любить эту возвышенную над бытом театральную реальность, чтобы поддерживать ее, украшая тем самым будни. Ольга Валентиновна готова к этому, потому, что путь ее к музею лежал через театр.

На последнем курсе института Ольгу Валентиновну одолела болезнь, пришлось уйти в академический отпуск. Друзья устроили ее помощником режиссера в только что открывшийся ТЮЗ, тот самый легендарный копыловский театр, о котором с благодарностью вспоминает орловский зритель старшего поколения. Первый спектакль - <Жестокость> потряс ее воображение. Серьезный, внутренне сосредоточенный, жестковатый Копылов крепко держал труппу, и при этом умел объединить вокруг театра людей талантливых, ярких и непохожих на себя. Так в театре появился Борис Цейтлин со своим удивительным спектаклем <Третья ракета>, мощным по трагедийности звучания постановщик яркой, зрелищной детской классики.

Атмосфера студийности, братства вовлекала Ольгу Валентиновну в театральный круг, но и отдаляла от выбранного пути, надо было заканчивать институт.

Первый ее музей -- Тургеневский, а уже через несколько месяцев она стала научным сотрудником музея писателей-орловцев. Как оформился ее интерес к Андрееву? Представьте себе, в раннем детстве, в Устюге. Бабушка играла в любительских спектаклях по пьесам Андреева. Ее рассказы о нем, неожиданно произносимые цитаты, возбуждали интерес к писателю. В то время произведения Леонида Андреева читали едва ли не в каждой семье. А однажды, уже в Орле, в очередной бабушкин приезд, они отправились к дому Андреева, предварительно прочитав книгу Л. Н. Афонина. Дом был жилой, но там висела мемориальная доска. Кому бы могло прийти в голову, что пройдет время, и эта девочка станет хозяйничать в этом Доме? Вообще в профессиональном ее интересе к творчеству Андреева сыграла большую роль личность Леонида Николаевича Афонина. Еще подростком Ольга Валентиновна жадно слушала его лекции в Детском доме, где работала мама, а потом училась у него в институте. Серьезный педагог и ученый, он, распознав в ней научную жилку, дал своей любимой студентке направление.

На первый взгляд, кажется, вот и определилась судьба человека. Так оно и было. Но началась перестройка. Общественная ломка больно отразилась на культуре. Государство от культуры отвернулось. Правда, Ольга Валентиновна считает, что обвал произошел не в культуре, она как раз, благодаря энтузиазму людей, сохранялась. Открытие Дома-музея Леонида Андреева совпало с путчем. Ни страхи, ни паники не было, понимали, что надо быстро открывать музей, и 21 августа это радостное событие состоялось. Но вряд ли Ольга Валентиновна предполагала, какие проблемы возникнут у нее с появлением этого дома. Время не жалело дом, он разрушался, надо было восстанавливать его. Невозможно ухаживать за садом, потому, что путь к нему проходит через частную территорию.

Для Вологиной и ее помощников - это, пожалуй, проблема самая главная. И, может быть, давно бы все решилось, если бы не люди, которым принадлежит часть Андреевской усадьбы. Не хотят они жить в другом месте, сколько ни предлагай им хороших квартир, и все! Не хотят ремонтировать дом, и не позволяют это сделать музею. Печально! Можно пройти через все чиновничьи препоны, но когда пресловутый человеческий фактор, - ничего не сделаешь, пока человек не возвысится душой, и не пожертвует своим личным ради сохранения великой страницы истории России. Нет у этой проблемы пока решения.

Чем живет Ольга Валентиновна? Надеждой. Терпеть и веровать - это про нас. А пока в ожидании лучшего исследуется жизнь и творчество писателя, проводится большая научная работа, сохраняются экспонаты, поддерживается семейный очаг в доме.

Почему мы приходим сегодня в этот Дом на второй Пушкарной ? Глазом отмечаем знакомые вещи той далекой эпохи, которые совсем не кажутся нам чужими, рассматриваем знакомые картины, любуемся роялем в центре гостиной, сидим за столом, покрытым старинной скатертью и испытываем душевный покой. Почему? Атмосфера того дома, собиравшего родственников воедино, еще живет в этом доме. Дом Андреевых был открыт для гостей, и они приходили сюда с удовольствием. Современники отмечали, что здесь все ощущали удивительную внутреннюю свободу и не стеснялись выражать свою любовь друг к другу. Может быть, вот это и притягивает нас к жизни Дома на Пушкарской? Ведь мы в быту своем мало говорим друг другу о любви, нас быт разъединяет, а их соединял. Как им это удавалось!? Есть тайны, которые не хочется разгадывать. Ольга Валентиновна их оберегает от досужих разговоров и дурного глаза. Мне кажется, к пониманию каких- то вещей она идет интуитивно, от духовного опыта, полученного ею еще в исконно русском Великом Устюге. Не знаю, отдает ли она себе отчет в том, что, по сути, создает вторую реальность, где все имеет свой высший смысл. Не важно. Надо, чтобы это понимали мы и приходили в дом на Пушкарной, полный милых маленьких тайн.


Людмила Васильева

© 2002−2024 Сетевое издание "Вести-Орел" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись средства массовой информации серия Эл № ФС77-84935 от 21 марта 2023 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Г. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71.