пятница 26.04.2024 21:18:35 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+







Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
ВЫБОРЫ 2024
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Открытый доступ
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Очерки и публицистика
Архивное дело
Парк культуры
Пульс
Своя земля
Контакт
Утро с митрополитом Тихоном
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Кем стать?
Желтый объектив
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
Утро России. Орел
Театральный радиопроект "Литературная волна"
Большой Футбол






Главная » Вести. Культура

3:13, 17 декабря 2003 года

ИТОГИ ВЫБОРОВ: ВЫБОРА НЕТ

Велика Россия… ну страсть как велика! И как страна, и как проблема. Умом не понять - и на кривой козе не объехать. Конца и края ей не видать… Естественно, что провинция традиционно вне поля зрения ведущих политиков, занятых штурмом и обороной Кремля.


Провинция на политических картах – глубокий тыл, стратегический резерв, пространство для маневра или плацдарм для наступления. Сама по себе она никому не интересна, потому что хлопот много, а чести мало. Ею вплотную занимаются либо этнографы, любители пережитков прошлого, либо утописты, охотники до видений будущего. Для тех и других провинциалы народ диковинный: то ли благородные дикари, готовые отдать праздному туристу последнее, то ли злобные аборигены, запросто могущие сожрать неосторожного миссионера. Трудности жизни на периферии статистика суммирует в колонки сложных цифр, за которыми пропадает простой человек. От недостаточности финансовых потоков провинция постепенно превращается в пустыню. Но текущая политика берет в расчет лишь оазисы, которые там и сям возникают в местах утечек из государственного кармана или на приватизированных родниках природной ренты. Голос рядового обывателя во всякое время – глас вопиющего в пустыне. И лишь в день выборов он слышен в вышних как глас народа.

Орловский край, пограничный рубеж коренной Московии и прифронтовая полоса множества русско-иноземных войн, по исконной сути своей - типичная провинция. От Орловской крепости ныне осталось одно название, удачно позиционированное как брэнд местной водки. (Кстати, крепость стандартная: 40). Орел в современной политической риторике – третья литературная столица и город первого салюта. Островок возвышенной традиции в мутном разливе сточных вод реформы. Здесь кое-как свалены остатки социализма, спасенные последними коммунистами от рынка. Народ здешний учен на медные деньги и выучен на своей шкуре: на бога не ропщет и властям предержащим повинуется. А потому против демократии не упирается, но и с коммунистами не препирается. Одним словом – народ… Уж какой есть. Если господам политикам не нравится, могут поискать себе другой. А могут просто не брать его в расчет. Как они и делают по своему обыкновению. Вплоть до выборов. Перефразируя старую студенческую песенку, можно сказать, что от выборов до выборов живет политик здорово, а выборы всего раз в четыре года… Правда, на выборах в этом случае их могут ждать сюрпризы. И в таком случае близорукий оптимист, врубившись лбом в неприглядную реальность, возопит в идейной обиде: Россия, ты одурела! Да нет, господа хорошие, - сроду такая. Другой не было и нет, а не научитесь ее любить и уважать – так и никакой не будет.

Из тонированного окна личной иномарки и из мутного окна общественного транспорта открываются разные виды в политическую перспективу. Как ни странно, через сплошь забрызганное родимой грязью окошко видавшего виды рейсового автобуса (скажем, «Орел – Долгое») реальность видится не в пример яснее. И никто, хоть раз проехав по этому или любому другому маршруту на общих с прочими правах, не удивится итогам выборов в Государственную Думу 7 декабря 2003 года. Неожиданностью они стали только для полных остолопов и сенсацией лишь для политических аналитиков. (Разница между ними только в профессиональном статусе: первые несут чушь по вдохновению, вторые по заказу.) Ибо наш народ, не всегда и не вполне трезвый, но в целом и главном трезво оценивающий свои силы и возможности, не верит ни в какое светлое будущее из выставленного на дешевую распродажу устаревшего ассортимента. Молчаливое большинство предпочло всем протянутым к нему открытым ладоням и липким ручкам тяжелую длань государства. (Тут вспоминается к случаю осточертевший рекламный слоган, доставший до печенок неимущего потребителя: при всем богатстве выбора другой альтернативы нет.) Не соблазнившись ни пустыми посулами православной монархии, ни заплесневевшими призывами склеротического коммунизма, ни скоропортящимися лозунгами разнузданной демократии, оный народ из многих возможных зол выбрал меньшее. Привычное. Предпочтя партийной диктатуре и купеческому произволу чиновное право. Реальная демократия для нас это подконтрольная президенту бюрократия. Слева анархия, справа олигархия. Дремучим инстинктом и навыком выживания простой мужик порешил: в настоящем политическом климате лучшие виды на урожай – как то ни грустно - только при посеве по межам сословных интересов крапивного семени. И тем предрешил судьбу России на долгие годы впредь.

Россия согласилась понести издержки державности, но отказалась дальше оплачивать демократические излишества. Это не приговор нашей демократии - это вотум недоверия нашим демократам. У кормила власти на протяжении поколения последовательно сменялись профнепригодные бригады кормчих: прогнившие мученики догмата - провравшиеся глашатаи правды - проворовавшиеся прорабы перестройки - прожженные прозелиты либерализма - и так далее и тому подобное. Для соблюдения дипломатического протокола в международных отношениях это безобразие называлось внутренней политикой. В реформе российского государства рыночные механизмы, на которые возлагалось столько надежд всеми участниками процесса, доказали свою экономическую эффективность и показали полную социальную индифферентность. Из того, что производство становится более прибыльным, еще не следует, что потребление будет более справедливым. Дележ трудов и плодов продолжается по сюжету старой русской сказки о мужике и медведе: что при социализме, что при демократии тот, кто много работает, почему-то мало ест. Реальность с закоренелым упрямством не соответствует господствующим идеям. Идеологи только руками разводят: хотели как лучше, а получилось как всегда… Прагматики делают хорошую мину при плохой игре и хорошие бабки на плохих делах. Позиционируя свой приватный интерес как правое дело.

Голосованием 7 декабря 2003 года исправлена одна историческая ошибка. А именно – пересмотрены итоги Кронштадтского мятежа, подавленного в марте 1921 года. Вот что сказано о нем в энциклопедии «Гражданская война» (1987): «Руководители мятежа выдвинули лозунг “Советы без коммунистов”, рассчитывая на переход власти к мелкобуржуазным партиям, что на деле означало бы создание условий для реставрации капитализма». Блок большевиков с левыми эсерами распался еще в начале гражданской войны и диктатура пролетариата раздавила инакомыслящих революционеров. Левые эсеры взяли реванш в наши дни. Новая дума в большинстве своем выражает оттенки и нюансы мелкобуржуазной идеологии. Коммунисты задвинуты в красный угол, а крупная буржуазия формально не представлена вообще. Можно приступить к реставрации капитализма. А можно заново начать строить социализм, но уже не посягая на частную собственность, по образцу благоразумных шведов. Короче – земля и воля, застарелая цель русской революции наконец достигнута.

Россия дорогой ценой и с долгими проволочками получила равные со всеми прочими европейскими странами необходимые и достаточные условия для реализации своего потенциала. Резерв развития – консолидация страны на базе сбалансированной государственной стратегии. В выборной кампании все партии обращались к электорату. То есть к народу. Как показали итоги голосования – с очень разной степенью доходчивости. Некоторые вообще не дошли. Заблудились. Потеряли оный народ из виду. Их аналитики работали не с реальными тенденциями, а с отражениями в сознании ими же порожденных фикций. Коммунисты надрывно взывали к народу, которого уже нет. К пресловутой исторической общности людей – советскому народу. Откликнулись последние могикане коммунизма. Ни много, ни мало. Правые апеллировали к народу, которого еще нет. К идеальному состоянию нации - демократическому обществу. Откликнулись немногие сознательные представители немногочисленного среднего класса. Иными словами, левые бездарно промотали сбережения прошлого, а правые беззаботно растранжирили кредит под будущее. Итоги голосования – вотум недоверия всем экстремальным стратегиям. Четвертая Государственная Дума есть репрезентация политической воли провинции. То есть той России, которая хочет быть единой и равной самой себе. Показательно сравнение основных показателей голосования в Орловской области и по РФ в целом.





















































 

ЕД. РОССИЯ



КПРФ



ЛДПР



РОДИНА



ЯБЛОКО



СПС



РФ



37,1 %



12,7 %



11,6 %



9,1 %



4,3 %



4,0 %



Орл. область



44,6 %



16,3 %



11,2 %



8,4 %



2,0 %



1,5 %





Процент ЛДПР в комментариях не нуждается: доля дури и удали, искони присущая русской натуре, требует выхода и ищет своего героя. А на роль Ивана-дурака, кроме сына юриста, претендентов нет. Повышенный показатель КПРФ всего лишь знак внимания Геннадию Зюганову на его исторической родине. А вот сборная команда Путина перевыполнением плана обязана авторитету Строева. Этот результат нельзя целиком списать на счет административного ресурса. Инвестиции голосов орловцев в политический потенциал Егора Строева суть отражение тенденции к укреплению России через воссоединение региональных интересов с государственными. Провинция делает ставку на Путина. На призванного для утверждения порядка князя и его дружину. На державность, решительность и сдержанность. Так Русь призвала Рюрика – и не пожалела об этом. Потом в истории было всякое, но лютей всех властей для народа выходило безвластие. Архетипическая структура связи царя и народа через головы бояр отложилась в памяти как опыт усобиц и смут и сложилась в менталитете как генеральная идея сильной центральной власти. Надежда народа на хорошего царя не идеологическая утопия, а запущенный комплекс социальной неполноценности, с которым необходимо считаться всем костоправам русской государственности. Оказавшись на распутье между виртуальным самодержавием царя (президента) и реальным самоуправством бояр (олигархов), народ не затруднился выбором. Без всякого энтузиазма, но и без внутреннего сопротивления простые (среднестатистические) люди отдали кесарю кесарево. Это по сути не политическое решение, но выражение доверия лидеру, обещающему найти оптимальное для России соотношение порядка и свободы.

Что еще выявили эти выборы? Что эксклюзивные иллюзии либералов о Демократическом Обществе столь же утопичны, как замшелые измышления архаистов о Святой Руси. Ну страшно далеки от народа и те, и другие. Политическое фиаско Явлинского и Немцова в пореформенной провинции так же предопределено, как неизбежно экономическое банкротство бутика Юдашкина или Зайцева в Хомутово или Хотынце. На взгляд из глубины России анналы правых партий суть не политическая борьба, а светская хроника. Что представляет собой идеология правого крыла в глазах потенциального сторонника либеральной демократии? Ничего убедительного: риторика Явлинского, прагматизм Чубайса, карьеризм Немцова, маньеризм Хакамады. Проще надо быть, господа, тогда и народ к вам потянется… А может быть, правое дело пропало из-за предательства Абрамовича. За трибуну футбольного стадиона в Англии либералы уступили трибуну в Думе. Никакая собственная акция националистов не дала бы им такой поддержки, как эта циничная демонстрация полного отсутствия привязанности к родине у больших денег. Черт же дернул начальника Чукотки позариться на «Челси»! - лучше бы он выкупил, однако, у злого рока родной «Спартак»… Так ведь нет, не захотел поддержать отечественного производителя национальной гордости. Мало что обобрал, так еще и обесчестил! Такое не прощается.

По итогам двенадцати лет рыночных реформ, подведенных общим голосованием, можно сделать предварительный вывод: капитализм побеждает в экономической сфере, но терпит поражение в идейном плане. И это связано в первую очередь не столько с хищническим характером приватизации, сколько с циническим образом действий ее идеологов. Стяжав национальные богатства в частную собственность, реформаторы озаботились подвести под нее законодательную базу, но не удосужились создать для нее моральный климат. Страна повернулась к рынку, но отвернулась от рыночников. Этот парадокс опровергает базовый тезис материализма: бытие, оказывается, не определяет сознание. И тем не менее. Свято место пусто не бывает. В политическом спектре России неизбежно определится влиятельная фракция, которая будет представлять интересы очень благополучных и просто довольных. Можно достаточно обоснованно предположить, что заручившись поддержкой возрастающих в количестве деловых людей и умножающегося в числе среднего класса, она позиционируется на тех же позициях – но уже как новая правая партия. Ротация лидеров и смена стратегии даст ей на выборах 2007 года от 10 до 15 процентов голосов и реальное влияние в Пятой Думе.

Провал левых в лице коллективной безликости КПРФ также не стал неожиданностью. Конечно, можно счесть сей афронт результатом коварной пиар-кампании против коммунистов вообще и Зюганова лично, - коли есть охота смягчить героям прошлого века горечь поражения. А если обойтись без политеса, то придется признать, что присутствие КПРФ в политическом спектре сегодняшнего дня не более как почетная дань традиции. Коммунисты без идеи диктатуры пролетариата такой же нонсенс, как православные без веры в Бога. А если они не ренегаты, то непонятно – зачем им быть в законодательном органе государства, которое они хотят похерить. Так что КПРФ следует официально сменить или цели, или средства. А то ведь получается, что в бутылке с этикеткой спирт на самом деле выдохшаяся газировка. Честно надо работать, товарищи, тогда и люди вас поддержат. И еще: падение авторитета КПРФ обусловлено последовательным применением принципа противоестественного отбора кадров. Как только в руководстве появляется яркая фигура, ею немедленно жертвуют в интересах партии. Только в итоге выходит пустой интерес. Думается, что сегодня Шандыбин как кандидат в президенты от КПРФ собрал бы больше голосов, чем Зюганов. Но истинная стратегия коммунистов изначально такова: благо народа сводится к интересам пролетариата, те в свою очередь определяются задачами партии, которые знает лишь ее руководство, волю которого всецело выражает лидер.

Трудней понять, кто у нас любит «Родину». С этим еще предстоит разобраться, чтобы к следующим выборам можно было сказать что-то определенное и ответственное. Пусть потрудятся, отрабатывая мандат. Толкач муку покажет. Но только зря правые запугивают нас угрозой национал-социализма. Идейная платформа блока «Родина» суть национализм + социализм, и этот плюс может превратиться в минус (то есть в дефис, знаменующий возникновение фашизма) только в случае поражения державности в политических правах. Чего, слава Богу, в настоящем опасаться не приходится. Путин перехватил инициативу по укреплению государственности и разделил гремучую красно-коричневую смесь на фракции, которые вполне возможно использовать в работе налаженной государственной машины. Добавляя как присадки в горючее в том или ином режиме работы. Латентный фашизм, неизбежно присутствующий во всяком популизме и шовинизме, при данном порядке вещей не актуализируется и не перейдет в активную фазу. Если же страна не удержится на этой генеральной линии, то куда вывезет кривая – один черт ведает. А СПС в нынешних обстоятельствах лучше бы озаботиться собственной борьбой за правое дело, чем мобилизовать озлобленные массы на идеологическую войну. Национал-социализм получает власть лишь в том случае, если правые не сражаются за национальные интересы, а левые не добиваются социальной справедливости. Как сказано в повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» (не про нас будь сказано): «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные». И далее (специально для лидеров СПС): «Эх, историки, хвостом вас по голове…». Серость вокруг себя не нужно разводить, с собственной идейной скудостью совладать надо – вот задача! Идеологема либеральная империя, спешно предложенная Чубайсом, как программа лишена конкретного содержания, а как тенденция много раньше осознана и оглашена командой Путина.

Время собирать камни. В центр тяжести. Пора консолидироваться. Собираться в единую Россию. Не в партию – в перспективу. Никто больше не хочет бороться за светлое будущее. Нам всем нужно сносное настоящее. За него мы и проголосовали. Стране нужен не вождь, а хозяин. Олигархи не хозяева страны, они эксплуататоры. И большевики не хозяева, они экспроприаторы. Поэтому народ, он же электорат, отмежевался от претендентов на власть, подбирающихся к кормилу слева и справа. Итоги выборов в Четвертую Думу наглядно показали: выбора нет. Выбора больше нет, потому что страна исчерпала лимиты исторических ошибок. Ответ на вопрос куда пойдет Россия прост до банальности. Да никуда она не пойдет! Хватит, находилась. Наблудилась в поисках лучшего будущего. Лучшее враг хорошего. А много ли мы хорошего-то видели? Так что дай Бог худо-бедно обустроиться в настоящем. Какое ни на есть. Хуже бы не было.

Чем дальше, тем определеннее политика из всенародного развлечения становится уделом профессионалов. Чиновников на службе, именуемых далее государственными служащими, и чиновников за штатом, составляющих впредь оппозицию данному правительству. Предстоящие выборы Президента Российской Федерации настолько предсказуемы, что становится заранее скучно от неизбежной процедуры избирательной кампании. Эта скука есть последнее достижение затянувшегося переходного периода и первое свидетельство завершения эпохи перемен.

Владимир Ермаков


© 2002−2024 Сетевое издание "Вести-Орел" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись средства массовой информации серия Эл № ФС77-84935 от 21 марта 2023 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Г. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71.