понедельник 6.05.2024 03:31:36 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+







Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
ВЫБОРЫ 2024
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Открытый доступ
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Очерки и публицистика
Архивное дело
Парк культуры
Пульс
Своя земля
Контакт
Утро с митрополитом Тихоном
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Кем стать?
Желтый объектив
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
Утро России. Орел
Театральный радиопроект "Литературная волна"
Большой Футбол






Главная » Вести. Культура

14:12, 2 июня 2004 года

КТО ПОДПОЕТ НАМ ПЕСНЮ РУССКУЮ?

Моя украинская подруга попросила привезти ей в подарок записи русских песен или <вообще, настоящие русские голоса, не эту вашу московскую попсу, которой и у нас забиты все прилавки>. Я легкомысленно обрадовалась скромности просьбы и кинулась в орловские музыкальные магазины и киоски, совершенно не сомневаясь, что без труда найду не только новые альбомы Хворостовского, Рюминой, Погудина, Петровой, но и записи лучших орловских вокалистов - Александра Алексеева, Аллы Дубинской, Александры Семеновой, Таисии Казариной, Надежды Полохиной, Валентины Пальвинской:


Облом случился такой, что впору констатировать: русская музыка в одном из самых российских городов стала такой же редкостью и диковинкой, как когда-то первые пластинки Эммы Фицжеральд или <Битлз>. В моей юности <буржуйское> было под запретом по идеологическим мотивам, теперь, объяснили мне ушлые ребята из киосков, русская музыка <не идет> по соображениям коммерческим. Дескать, нет спроса на русскую песню, значит, нет и предложения.

Я - к давней своей знакомой Александре Васильевне Семеновой, известной исполнительнице русских и песен советских композиторов, председателю областного отделения работников культуры России: как так случилось, что в Орле, который так гордится своими культурными традициями, никто не озаботился сохранением голосов лучших исполнителей?

Вопрос для певицы оказался настолько актуальным, что беседа наша вышла за пределы местных музыкальных проблем.

-- Увы, звуковой ряд Орловщины уходит в песок, в отличие от литературного и изобразительного. Власти ежегодно тратят немало бюджетных средств на издание и переиздание произведений современных орловских литераторов, музеям выделяют средства на приобретение работ орловских художников, и это замечательно. Но музыка, к величайшему сожалению, осталась на обочине: Трудно поверить, но лучшие наши исполнители, лауреаты многих российских, всесоюзных и международных конкурсов, до сих пор собирающие на свои сольные концерты полные залы, не имеют собственных записей. Некоторые, давно ставшие авторитетными преподавателями вокала, по собственному горькому признанию, уже забыли, как звучали их голоса:

А вот самый непонятный для меня факт: несколько лет назад в программе Дней Орловской области в Москве, в Кремлевском зале состоялся трехчасовый творческий вечер композитора Евгения Дербенко, в котором принял участие национальный академический оркестр русских народных инструментов им. Осипова. Чистой музыки -и какой! - звучало два часа. Концерт был записан хорошей столичной аппаратурой, получилась высокого качества студийная запись. Руководителям орловской делегации предложили выкупить ее, но никто не заинтересовался этим предложением. Узнав об этом, я заняла нужную сумму, и выкупила две аудиокассеты. В какие только официальные двери не стучала с тех пор - никому не нужно! И у самого композитора нет средств для тиражирования своих записей. Спасибо зарубежным поклонникам его незаурядного таланта, они сочли нужным записать другое его выступление и выпустить компакт-диск, так что музыку Евгения Петровича, записанную в Голландии, может в любой момент послушать тот, кому он подарил свои записи. Все остальные поклонники обречены ждать очередного концерта композитора:

Конечно, у кого-то из моих коллег-исполнителей тоже есть записи, но заказаны они исключительно на свои средства, в нескольких десятках экземплярах -- для себя и близких, в подарок знакомым и друзьям. Спасибо ОГТРК, она практически единственная, кто на протяжении нескольких десятилетий записывает наиболее значительные выступления орловских музыкантов и вокалистов, располагая сегодня наиболее полной фонотекой. Но она, насколько я знаю, предназначена <для внутреннего использования>, лежит почти мертвым капиталом, никем из управления культуры не востребованным:

-- Вы хотите сказать, что музыкальное наследие Орла не сохраняется даже нотным отделом областной библиотеки?

-- Я как-то попросила заведующую этим отделом Людмилу Степановну Кулакову, члена Союза работников культуры, подготовить мне на этот счет небольшую справку, и была обескуражена полученными данными. Судите сами: Первая и Вторая симфонии нашего земляка, замечательного композитора Василия Калинникова -- в довоенных виниловых пластинках -- по одному экземпляру, в одном экземпляре пластинки известного трио баянистов (Репка, Кочергин, Михеичев), созданного Евгением Дербенко ансамбля <Орловский сувенир>, уникальных <Ливенских гармошек>, гремевшего на всю страну хора орловских профсоюзов, которым руководил А. Крепких. В нескольких экземплярах компакт-диски с записями моих песен, а также арий и романсов в исполнении заслуженного артиста России Александра Алексеева. Но это - наши подарки библиотеке:

-- А каким образом вам удалось записать свой компакт-диск? Известно, удовольствие это не из дешевых:

-- Не так дорого, как, например, издать книгу, но, верно, далеко не каждому исполнителю по карману. У меня бы тоже не было своего диска, если бы не случай. Наша творческая группа (баянисты Сомов и :.) была приглашена орловским землячеством в Москве. После концерта к нам подошли двое бывших земляков, стали горячо благодарить, наговорили много хороших слов, а потом спросили, где можно купить кассету или диск. Мы растерянно переглянулись. Новые знакомые все поняли, попросили наши адреса. А через некоторое время мы были приглашены в одну из лучших московских студий звукозаписи и всего за две смены записали 23 произведения. Звукорежиссер не скрывал удивления: многие <звезды>, заполонившие отечественную эстраду, (он назвал несколько известных имен) не способны записать единственную песню в течение целого месяца, а мы, из провинции, практически без дублей:Такого в своей практике он не припомнил.

-- Нынешняя эстрада, кажется, мягко говоря, воплощением непристойности тем, кто воспитан на хорошей задушевной песне, кто ценит музыкальные традиции своего народа:

-- В этой связи мне часто вспоминается горькое пророчество прекрасного композитора Григория Пономаренко, с которым я имела счастье быть знакомой, чьи песни с удовольствием пою и сегодня. Как-то после одного из концертов мы разговорились о современной песне, которую тогда только <прибирала к рукам> Пугачева, и он вдруг сказал: <Дар певческий у нее - от Бога, есть и характер, но стержень не тот. Попомните мое слово, с ней на сцену придет пошлость>. Признаюсь, я не поверила тогда композитору, певица только начинала свое восхождение, до вседозволенности и разнузданности было еще далеко, а он уже тогда распознал <не тот> стержень. А если нет его у <примадонны> современной российской эстрады, откуда взяться таковому у тех, кто кормится с ее руки или у ее юбок? Вот уже и подготовку молодых исполнителей поставили на поток так называемые <фабрики звезд>, культивируя в ошалевших от всеобщего внимания детях западные образцы исполнения и поведения. Это как надо было задурить русским парням и девушкам головы, чтобы они согласились жить <за стеклом> под наблюдением видеокамеры и последующим показом в Интернете даже сцен близости друг с другом! И что это за профессиональная характеристика, которую недавно озвучил по телевизору один из наставников юных <полуфабрикатов>: <мальчик сексуален, девочка эротично двигается, сексапильна>? И этого сегодня достаточно, чтобы тебя стали раскручивать, возить по русским городам и весям, впихивать в сборные телевизионные концерты, в конкурс <Песня года>, и визжать от восторга, что тебя обласкали и впустили в свою свиту <мадам Брошкина> и ее вульгарный <зайка>:

-- Где-то прочитала: постсоветская Россия так торопилась включиться в единое пространство мировой культуры, что перепутала краны, и вместо водопровода подключилась к канализации:

-- Грубовато, но, что касается массовой музыкальной культуры, к сожалению, более чем справедливо. Давайте подумаем, что такое хорошее песня? Это, прежде всего, ее душа -- мелодия, которая может растревожить сердце, заставить заплакать или, наоборот, поднять настроение, пустить в пляс; и ее мысль - стихи, тоже способные вызвать большую гамму чувств. Когда они совпадают - душа и мысль, -- получаются произведения типа <В землянке>, <Одинокая гармонь>, <Подмосковные вечера>, <День Победы>: Я уже не говорю о шедеврах песенного жанра, оставленных нам народом, - <Ой, то не вечер>, <Сронила колечко>, <Тонкая рябина>: Их поют уже несколько поколений россиян, их будут петь наши дети и внуки. А репертуар современной эстрады, на мой взгляд, рассчитан на примитивный вкус 12 - 15-летних подростков, все эти <муси-пуси>, <мармеладные> и <ласковые мерзавцы>, весь этот мутный поток пошлости и непристойности, льющийся ежедневно с экрана телевизора, с концертных площадок Москвы и российских городов, - для зомбирования подростков и молодежи, для превращения их в манкуртов, в иванов, не помнящих родства. Этим уже чужда русская песня, им теперь нужны в основном ритмы для ног, а голову услужливо забьют совсем другим <кайфом> -- в России сегодня много тех, кто не хочет, чтобы молодежь ценила свои корни, помнила лучшие народные традиции.

--Кажется, Солженицыну принадлежит мысль о том, что если иссякли духовные и нравственные силы нации, то экономическими реформами их не восстановить. <Реформаторы> от культуры хорошо отрабатывают деньги иностранных инвесторов: мы теперь не только чужие песни поем, но и свои стараемся выгнать за пределы России.

-- Да, я немало поездила с русскими песнями по свету, и всюду слышала благодарное: <--Это такой нам подарок - услышать русские песни с их великолепными мелодиями и таким глубоким смыслом!>

Но ведь и для россиянина это тоже редкий подарок! Лучшие наши исполнители и коллективы вместо того, чтобы нести великую музыку в российские города, в том числе и в Орел, вынуждены работать в Европе, которая сманивает их высокими гонорарами. В это время отечественное телевидение со всех каналов пичкает нас третьесортными американскими фильмами и чужой низкопробной музыкой, рассчитывая на самые низменные вкусы, а местные дельцы от культуры устраивают нам концерты пошлых <аншлаговцев> и эстрадных див - безголосых и вульгарных. Как глоток чистой родниковой воды - еженедельные полчаса передачи <Играй, гармонь!> на Первом канале и <Романтика романса> на канале <Культура>, крайне редкие выступления известных исполнителей русской песни, которые очень востребованы за границей и не допускаются на телевидение у нас. Есть, правда, еще радио - здесь для русского человека выбор больше, но новые имена и оно не открывает. А я уверена, что Россия не оскудела талантами, есть в провинции чудесные голоса, достаточно походить по музыкальным училищам и консерваториям, но им нужна материальная поддержка. Найдутся такие меценаты, на деле любящие свой народ и его музыкальные традиции, придут к руководству культурой по-настоящему интеллигентные люди - и русская песня выйдет из унизительного подполья. В нее наши предки заложили столько нравственной силы, что она все еще способна восстановить хотя бы одну ниточку, соединяющую поколения. И нужно торопиться, пока эта связь не оборвалась окончательно:

Беседовала В. Новошинская.


Валентина Новошинская

© 2002−2024 Сетевое издание "Вести-Орел" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись средства массовой информации серия Эл № ФС77-84935 от 21 марта 2023 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Г. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71.