суббота 20.04.2024 04:57:15 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+







Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
ВЫБОРЫ 2024
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Открытый доступ
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Очерки и публицистика
Архивное дело
Парк культуры
Пульс
Своя земля
Контакт
Утро с митрополитом Тихоном
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Кем стать?
Желтый объектив
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
Утро России. Орел
Театральный радиопроект "Литературная волна"
Большой Футбол






Главная » Вести. Культура

16:02, 31 марта 2006 года

ОТЗВУКИ ТЕАТРА

Накануне Международного дня театра в Орле работала творческая группа, в которую входили теоретики и практики театра из Польши и Москвы, чтобы посмотреть и обсудить спектакль театра <Свободное пространство> по пьесе выдающегося польского драматурга Славомира Мрожека, обменяться мнениями о мировом театральном процессе, поговорить о польско-российских театральных связях. Один из них - Сергей Лебедев, театральный критик, знаток польской культуры.


- Сергей Александрович, бытует мнение, что театр в России больше, чем театр, таковы наши традиции, заложенные великим Федором Волковым 250 лет назад. Скажите честно, так ли это на сегодняшний день, и существуют ли такие традиции в Польше.

- На протяжении своего многовекового развития мировой театр переживает разные периоды. Бывали времена, когда театр играл огромную общественную роль и был больше, чем театр, но были периоды, когда он отходил на второй план, уступая первенство жизни, и тогда ведущие позиции завоевывали зрелища, или, как сегодня, средства массовой информации. Конечно, театр в России сегодня не формирует идеалы, не зовет за собой в светлое будущее, и даже редко открывает нам новые стороны жизни. Он в лучших своих проявлениях ищет новые пути к зрителю, которого трудно сейчас очаровать, потрясти. Телевидение приучило нас к рекам крови, изощренному насилию, открытому сексу, как к норме. Наверное, нужны какие-то новые формы, обнажающие такую правду про человека, которая вызовет интерес. И театр сегодня, в том числе, и российский и польский, ищет и обнаруживает новые пласты жизни и общества, и духа человеческого, вырабатывает новые методики, находит средства выразительности на стыке не только разных видов искусства, но и кино, фотографии, каких-то технических элементов, психотехники, религиозных ритуалов и т. д.

- Но провинция консервативна, в ней почти не происходит движения. Нужно, чтобы прошло много времени, прежде чем у нас что-то появится новое. А что из себя сегодня представляет польский театр?

- Наряду со многими видами и вариантами драматического театра, в основу которого положено художественное слово, в Польше развиваются и достигают замечательных результатов такие театральные жанры, главными выразительными средствами которого являются невербальные элементы (пантомима, музыка, танец). Растет популярность кукольного театра, театра фигур и теней. В Польше есть даже театр рисунка и театр огня и бумаги. Кроме театров, опирающихся на крепкий фундамент многовековых традиций и высокопрофессиональных трупп под руководством опытных мастеров, в различных районах страны действуют любительские, бродячие театры, не имеющие собственных театральных помещений, постоянного бюджета и сценической аппаратуры.

- Эта разнородность служит лучшим доказательством того, что театр в Польше - явление живое, не боящееся постоянных экспериментов. Мне иногда удается читать замечательный польский журнал <Диалог>, представляющий новейшие достижения мировой драматургии и театра. Такое ощущение, что польский театр и сегодня в интересных поисках.

- Да, это так. Об этом говорит также тяга к нему зрителей, особенно молодых, ищущих <свои> сцены и создающих вокруг них неповторимую атмосферу. Так было и у нас в России лет тридцать назад.

- А чем живет традиционный драматический театр, опирающийся на деятельность постоянных коллективов? Ведь польская сцена это, прежде всего, сцена режиссеров, которые своими спектаклями формируют стиль и имидж конкретных театров, скажем, государственного театра <Народовы>. Там, наверное, ставится, классика, это уже коллектив академический.

- В России эксперимент - в маленьких коллективах, в студиях, в театральных центрах. Государственные театры обременены большими труппами, где почти не происходит обновление крови. В Польше - дело другое. Театр <Народовы> -- это живой организм. Костяк репертуара этого театра составляют лучшие пьесы как польских, так и зарубежных авторов, с которыми режиссеры ведут своеобразный сценический диалог, и в спектаклях по классике мировой драматургии ставят проблемы, задевающие за живое современных поляков. В этом неустанном поиске театр <Народовы> многократно шел на самые смелые эксперименты, что, несмотря на представительность и долгие традиции, не дает театру застыть в форме академического. Я смотрел спектакли Ежи Гжегожевского. Пользуясь огромной палитрой выразительных средств (метафорическими элементы художественного оформления - панно, огромными музыкальными инструментами, символическими реквизитами), производя собственный <монтаж> классических текстов, режиссер как бы испытывает эти пьесы на

<прочность>, ища в них смысл, который они могут иметь здесь и сейчас. А помните, каким был театр <Стары> в Кракове, именно он единственный входил в Союз европейских театров?

-Так это же было еще в 70-е годы, когда там шли великолепные, вызвавшие восторг во всем мире спектакли Конрада Свинарского, Ежи Яроцкого и Анджея Вайды. У нас в это время были и Эфрос, и Товстоногов, и Любимов.

- Конечно, вообще эти годы во всем театральном мире были очень продуктивными. Сегодня театр <Стары> не в авангарде, он живет старыми традициями. В настоящее время одним из самых интересных режиссеров, сотрудничающих с этим театром является Кристиан Люпа. Этот режиссер течение многих лет последовательно ставит на его сцене пьесы и инсценировки прозы немецких авторов, он известен также своей привязанностью к русской литературе, он инсценировал и поставил романы <Братья Карамазовы> Достоевского и <Мастер и Маргарита> Булгакова. Театр Кристиана Люпа - это театр философской и экзистенциальной рефлексии, в центр которого поставлен современный человек, мучительно ищущий свое место в мире, который становится всё более бесчеловечным. В течение нескольких сезонов спектакли Люпы регулярно показываются в Париже, где они встречаются с исключительно теплым приемом критиков и взыскательной публики.

- А молодая режиссура приходит в театр? В российском театре сейчас выросло целое поколение режиссуры тридцатилетних, среди которых Кирилл Серебрянников, Нина Чусова, Ольга Субботина, Михаил Угаров и др. Они привнесли в театр отголоски массовой культуры, быструю смену видеоряда, приметы мира потребления. Есть ли тридцатилетние в Польше?

- Конечно. Как и у вас, оно влилось в театральный процесс в 90-х годах. Лидерство в этом направлении держит варшавский театр <Розмаитощи>, называемый <самым быстрым театром города>. Среди работающих там режиссеров выделяются Кшиштоф Варликовский и Гжегож Яжина. Варликовский получил международное признание, благодаря циклу новаторских постановок Шекспира, осуществленных как в Польше (<Укрощение строптивой>, <Гамлет>), так и за рубежом (<Перикл> в Piccolo Teatro в Милане, <Зимняя сказка> и <Буря> в Stadt-Theater в Штутгарте). Яжина в поисках отражения на сцене сложной экзистенциальной ситуации современного человека обращается как к современной драматургии (<Тропический бзик> С. И. Виткевича, <Ивона - принцесса Бургундская> В. Гомбровича, <Неопознанный труп> Б. Фразера), так и к классике европейского романа (<Идиот> Достоевского, <Доктор Фауст> Т. Манна - спектакль, поставленный в Hebbel Theater в Берлине).

- Мы говорим о театрах столичных. Польская провинция отличается от нашей, от Орла, к примеру?

- Трудно сказать, я орловские театры не знаю. Но польская провинция, я думаю, мало чем отличается от столицы. Театральная карта Польши, на которой многие годы важнейшими пунктами были Варшава и Краков, в течение последнего десятилетия значительно изменилась. Правда, ведущей позиции двух польских столиц - административной и культурной - ничего не угрожает, но сегодня серьезным конкурентом Кракова является Вроцлав, в театрах которого ставят спектакли как признанные мастера так и группа молодых экспериментаторов во главе с Петром Цепляком и Павлом Миськевичем. Не меньшими театральными амбициями обладают Познань, Гданьск и Лодзь. Одним из наиболее удивительных сюрпризов последних сезонов стал небывалый подъем театра в небольшой местности Легница - в прошлом главной базе советских войск в Польше. Режиссер Яцек Гломб начал активный поиск диалога с местными зрителями и поставил несколько спектаклей на тему жизни местной общественности, а также шедевров мировой классики в необычных декорациях: например, трагедию <Кориолан> Шекспира, идущую в старых прусских казармах.

- В Польше были мощные традиции пластического театра,

практически полностью отказавшегося от слова и пользующегося визуальными ассоциациями в качестве основного выразительного средства. Основоположником этого театра считается Юзеф Шайна. Его зрелищные представления начала 70-х гг. с использованием картин, света, пиротехники и других мощных визуальных средств создавались в эстетике экспрессионизма и сюрреализма. Оригинальность театра Шайны сформировалась не только под влиянием его собственного опыта как живописца и пластика, но и личных переживаний. Известно, что во время войны он был узником концлагерей, оставивших неизгладимый след на его творческом видении мира - мира, подвергнувшегося деформации, находящегося под угрозой разрушения основных человеческих ценностей. Самые известные в Польше и за границей постановки Шайны: <Данте>, <Сервантес>, театрально-пластическая композиция об ужасе войны и лагерей смерти <Реплика>. Кто продолжил его поиски?

- В настоящее время ведущим представителем пластического театра является Лешек Модзик, основавший театр <Сцена пластична> при Католическом университете в Люблине. Режиссер ставит спектакли, форму которых можно определить как род театральной медитации, а их тематика связана с религией и извечным поиском смысла жизни. К этому же направлению приближаются театрализованные хэппенинги Ежи Калины и театральная деятельность варшавской Академии движения. Говоря о связях пластики и театра, стоит отметить, что в Польше по-прежнему активны артисты, работающие в жанре художественного перформанса. Польские экспериментальные театры считаются одними из наиболее интересных театров в Европе, о чем свидетельствует регулярно присуждаемая им премия Fringe First на престижном фестивале в Эдинбурге. В последние годы Польша переживает буйный расцвет музыкальных театров. Кроме успехов известных во всем мире композиторов и певцов, всё более заметными становятся достижения польских режиссеров-постановщиков оперных спектаклей, получающих высокую оценку в глазах международной театральной общественности. Ведущую позицию занимает Рышард Перит, сотрудничающий со столичным Камерным оперным театром (в котором ежегодно организуется Моцартовский фестиваль) и Национальным оперным театром. Этот режиссер известен, прежде всего, театрализацией таких музыкальных форм, как оратории, среди которых самой масштабной постановкой стал <Реквием> Джузеппе Верди на Красной площади в Москве. Сезоны последних лет отметились необыкновенным творческим взлетом Мариуша Трелиньского - кинорежиссера и оперного постановщика, которого приглашают такие театры, как Метрополитен Опера в Нью-Йорке. Широко известны также польские театральные художники - авторы декораций к оперным спектаклям. Большим успехом пользуются сценографические проекты Анджея Маевского.

- В последние годы у нас очень популярен театр танца:

- В Польше тоже. Еще в 60-е и 70-е гг. начали создаваться коллективы современного танца. Среди них следует особо отметить Польский театра танца в Познани, основанный Конрадом Джевецким и руководимый сегодня Эвой Выциховской, а также вроцлавский театр <Пантомима> Генрика Томашевского (1919 - 2001). С 90-х гг. центрами театра танца стали Бытом (известный своим Силезским театром танца) и Краков - города, в которых проходят международные фестивали, на которые собираются ведущие танцевальные коллективы и танцоры-солисты со всего мира.

-Сергей Александрович, правда, что в развитии польского театра огромную роль сыграл Папа Римский Иоанн Павел II?

- Правда. Кароль Войтыла - его настоящее имя. Его интерес к театру родился еще во время учебы в гимназии, где юный Кароль активно участвовал в постановке спектаклей школьного театра. Во время войны он вместе со своим бывшим учителем Мечиславом Котлярчиком основал конспиративный театр под названием <Театр Рапсодычны>, культивировавший романтические традиции живого поэтического слова на сцене. После войны, уже находясь в сане священника, будущий понтифик поддерживал деятельность этого театра, писал рецензии на отдельные постановки. Литературное творчество Иоанна Павла II содержит несколько драматургических произведений, среди которых наиболее известны пьесы <Брат нашего Бога> и <У ювелирного магазина>.

- Русский театр дал мировому театру животворные идеи Станиславского, Мейерхольда, Таирова, Вахтангова. Польский театр тоже занимает очень важное место в развитии мирового театра. В чем его сила?

- Огромная сила польского драматического театра заключается в замечательной школе актерского мастерства. Традиции, основоположниками которых были выдающиеся актеры XIX века во главе со <звездой двух континентов> Хеленой Моджеевской, живут в новых поколениях артистов. Величайшим актером польской сцены второй половины ХХ в. признан Тадеуш Ломницкий, скончавшийся от инфаркта в 1992 г. во время репетиции <Короля Лира>. Поскольку в Польше нет разделения на театральных актеров и киноактеров, многие звезды польской сцены хорошо известны зрителям во всем мире по фильмам Анджея Вайды или Кшиштофа Кеслёвского: например, Войцех Пшоняк, Даниэль Ольбрыхский, Кристина Янда, Ежи Радзивилович, Ежи Штур, Януш Гайос. Сегодня наиболее известным в Европе польским театральным актером стал Анджей Северин, работавший в 1984 - 1988 гг. в международной труппе Питера Брука, ставившего инсценировку <Махабхараты>. С 1993 г. Анджей Северин играет на сцене легендарного Комеди Франсез, являясь единственным актером иностранного происхождения, зачисленным в штат театра. Знаете, польский и российский театр имеют много общего, и творческие связи между ними будут непременно развиваться дальше. В Москве есть Центр польской культуры, который поддерживает российских мастеров сцены, обращающихся к театральному опыту Польши. И удачный опыт орловского театра <Свободное пространство>, поставившего пьесу Мрожека <Бойня>, -- явление показательное и внушающее оптимизм.


Людмила Васильева

© 2002−2024 Сетевое издание "Вести-Орел" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись средства массовой информации серия Эл № ФС77-84935 от 21 марта 2023 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Г. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71.