пятница 26.04.2024 19:00:12 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+







Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
ВЫБОРЫ 2024
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Открытый доступ
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Очерки и публицистика
Архивное дело
Парк культуры
Пульс
Своя земля
Контакт
Утро с митрополитом Тихоном
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Кем стать?
Желтый объектив
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
Утро России. Орел
Театральный радиопроект "Литературная волна"
Большой Футбол






Главная » Орловщина

13:58, 3 июня 2004 года

Святые земли Орловской

Путь православия на Орловщине – это путь духовного становления края. Великий подвиг создания народной христианской души из глубокой древности прирастал духовной эстафетой святых нашей земли и отмечен удивительными столпами отечественного благочестия. На Орловщине во все века жили высокие подвижники веры наших дедов и отцов, нашей православной веры. Жития этих титанов духа, святых земли русской, учат правде жизни и мужеству, а деяния их издревле и доныне прорастают живоносными просветительскими плодами.


Подвижника апостольской проповеди священномученика Кукшу называют просветителем земли вятичей, срединной земли великой Руси. Он принес свет Христов в языческую среду предков нашего края. Бисер духовный здесь накапливали такие великие просветители христианского духа, как Макарий Глухарев, Феофан Затворник, Тихон Задонский, Валентин Амфитеатров, Георгий Коссов… Неиссякаемый родник их христианской мудрости, живую воду из которого черпают потомки духовного наследия наших великих соотичей и православные всего мира.

Подвиг стояния за веру явили нам новомученики орловского края, и в земле российской просиявшие мученической святостью Серафим (Чичагов), Макарий Гневушев, Георгий Сребрянский, Иоанн Панков, Серафим Остроумов… Деяния, подвиги святых орловского края рождают соборный дух нашей Отчизны, продолжают оказывать мощное очистительное влияние на души потомков, на православный дух нашей великодержавной Руси.

Наши святые небесные покровители призывают восприять всем сердцем их духовную эстафету, беречь веру, продолжать благочестивые традиции. Изучая их светоносные жития, мы получим назидательные уроки, спасительные советы. Необходимые наставления для обретения благочестивой жизни.

Первый наш рассказ о протоирее

ГЕОРГИИ КОССОВЕ

Истинный исповедник веры Христовой протоиерей Георгий Алексеевич Коссов родился 4 апреля 1855 года в селе Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии.

Тогда, в середине 19-го века, русские люди, особенно в селах, крепко и свято хранили все традиции отечественного благочестия. Они не представляли свою жизнь без крещения детей, венчания супругов, без православного погребения умерших. Родители Георгия Коссова были очень благочестивыми. Отец был священником, а матушка воспитывала детей.

Имя своему первенцу Коссовы выбрали в честь Георгия Победоносца, весьма почитаемого на Руси как победителя темных сил. В сердце отрока запало множество рассказов о чудотворениях, исцелениях, помощи в нуждах и даже спасениях от смерти.

Родители стремились дать Георгию хорошее образование. Вначале он учился в сельской школе, когда встал вопрос о продолжении образования, Георгий послушался совета родителей, неустанно наставлявших сына в правилах христианского благополучия.

В семинарии Георгия Коссова отличала чистота душевная, смирение и проявление любви нелицемерной. Благоговейный интерес он проявлял к изучению Священного Писания и трудов Святых Отцов, любил предаваться молитвам и пению псалмов.

После семинарии он пошел учительствовать к себе на родину, в Дмитровский уезд, в земскую школу. Уроки, к которым Георгий Коссов готовился с особой тщательностью, были как бы малыми проповедями, обращенными к самому сердцу детей, не могущих не чувствовать заботу и любовь учителя. На экзаменах он всегда получал награды за своих учеников. Когда Георгий Коссов стал заведовать школой, ярко проявился его педагогический талант, замечались в выпускниках его школы богобоязненность, примерная дисциплинированность и развитые практические навыки.

А в свободное время Георгия неудержимо тянуло в храм. Он любил службы так, словно храм был родной его дом. И это был зов Божий к осознанному подвижничеству.

Серьезная болезнь не удержала Георгия от подвига во имя Христова. И по мере того, как усиливались его молитвенные прошения, укреплялась у него надежда на Всевышнее милосердие.

Георгий сочетался браком с девицей простого звания, сиротой, бесприданницей, но благочестивой. В 1884 г. Георгий Коссов был рукоположен во священника и назначен на беднейший приход в Орловской епархии – село Спас-Чекряк Болховского уезда. И на этом месте Господь прославил его имя.

Бедственное положение прихода из 14 дворов ужаснуло нового священника, и ему стало понятно, почему здесь не держался причт.

В двух верстах от деревни стояла ветхая и пустая церковь, где во время службы даже Святые Дары замерзали, -- вот где он должен был служить. А сердца сельчан так были далеки от церкви и от Бога, что молодой священник сразу же впал в растерянность.

Не одну бессонную ночь провел в размышлениях о. Георгий, когда же стало невмоготу от безысходности, решил он пойти к мужу высокому по духовным заслугам, в Оптину пустынь. Там стоял на Божественной страже великий подвижник, украшенный обильными духовными дарованиями – о. Амбросий. Старец принимал людей, некоторых отдельно, или всех на общее благословение, вначале мужчин, а потом женщин.

О. Георгий стоял в толпе, далеко от входа. Когда наконец старец появился, в белом балахоне и меховой ряске, он остановился на ступеньке перед расступившимся народом, помолился перед поставленной иконой Божией Матери «Достойно есть». Затем внимательно взглянул в толпу. И как же велико было удивление о. Георгия, когда старец стал манить его через толпу к себе. А ведь он никогда не видел и не слышал о Георгии Коссове, который и в монастырь пришел без иерейской одежды. А старец заговорил: «Ты, иерей, что там такое задумал? Приход бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, каменный, да теплый, да полы в нем чтоб были деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Ступай, иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то строй, как я тебе сказываю. Ступай, иерей. Бог тебя благословит!

С великим недоумением воспринял о. Георгий повеление прозорливого старца. Как воздвигнуть каменный храм, можно сказать, в пустыне! Какое усердие и труды надо положить!

Вернувшись в Спас-Чекряк, о. Георгий решил продолжить свое служение при храме здешнем, еще не ведая, что сию обитель местом подвигов, дабы было прославлено имя Бога. Он приступал к служению с благоговейным трепетом. В молитве его озаряла радость ожидания явления славы Божией, а душа его переполнялась восторгом о дивных делах Господних. Перенесенные искушения развили в нем смирение, страх Божий укрепил его подвижничество. Благодать просветила его разум.

В праздничные дни, особенно 22 октября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери о. Георгий особенно долго и усердно свершал Богослужения. И в этот день в Спас-Чекряк стали стремиться не только прихожане, но и паломники из других мест.

А после службы, когда они подходили к о. Георгию с вопросами, он отвечал обстоятельно и душеспасительно. Как-то получалось у него сразу же понять духовное состояние человека, его духовную болезнь, указывал он прежде всего христианские средства излечения недугов. Люди стали проявлять к нему большую благодарность и почитание.

Быстро распространилась слава о подвижнической жизни и обильных добродетелях верного пастыря. Народ во множестве стекался в Спас-Чекряк, желая узреть дивное житие исповедника веры, получить от него благословение, услышать слово назидания.

Навсегда оставалась в сердце людей, побывавших на богослужениях в Спас-Чекряке, память о тех духовно сладостных минутах, которыми утешила Царица Небесная через Ее чудотворную икону. Не только великолепием и торжественностью отличались службы здесь, а неким проникновенным настроением служения священника Господу и Его Пречистой Матери, небесным Силам.

Со всех сторон, а Спас-Чекряк находился на границе трех губерний – Орловской, Калужской и Тульской, -- шли к батюшке за советом люди разных званий и состояния, пола и возраста. Для приезжих у него был даже выстроен страннический дом, подобие гостиницы, построенный из кирпича, сделанного на своем кирпичном заводе. Свою хозяйственную деятельность батюшка и начал с того, что устроил в 1896 г. небольшой кирпичный завод. На нем и работали прихожане села. А приезжие не только получили кров, батюшка приходил к ним, вместе они вкушали трапезу, он также отвечал на великое множество вопросов.

По данным благодати Божией о. Георгий исцелял людей. К нему привозили и бесноватых. Они ужасно мучились, одержимые как бы лишались разума, приходили в исступление. Неистовствовали, кричали, вопили, иногда повергались к ногам священника. Он молился, окроплял их святой водой, и темные силы оставляли больных. Случаи исцелений были многочисленны и каждодневны. Бывало не раз, что больного, расслабленного подносили к батюшке, а из Спас-Чекряка он шел бодро, на своих ногах, вознося молитвы милосердию Божию.

Для тяжело страждущих и больных подвижник открыл в Спас-Чекряке больницу. Ежедневно он в ней делал «обходы» больных, излечивал тех, кого родные уже не чаяли видеть здоровыми.

Подвижника так почитали и верили в его неустанное заступничество, что считали, что, если батюшка помолится, Господь обязательно исполнит его прошение. И Бог в самом деле внимал словам праведника, прославленного даром прозрения. Пророчества батюшки преподносились людям в наставлении Заповедей Божьих. И слово его было источником исцелений для верующих.

В 1896 году началось строительство храма во исполнение повеления отца Авросия. А в 1905 году уже красовался замечательный трехпрестольный храм во имя Преображения Господня, знаменующий в самом деле преображение всей жизни в этом, недавно еще захолустном селе, где текла серая, скучная, голодная жизнь, в месте, которое не называли иначе, как Богом забытое. И, обратилось оно в место Божией славы.

Великие благодеяния Божии были явлены в Спас-Чекряке подвижнику за его святое житие. Люди не уставали дивиться его благочестию, а Сила Божия подвигала его на все более великие дела.

Не имея средств, а уповая только на чудодейственную помощь, о. Георгий, принявший венец доброты из рук Господа, начал устраивать в деревне приют. В Спас-Чекряке возникло невиданное дотоле на Руси место спасения сироток. Этот приют для ста пятидесяти крестьянских сирот о. Георгий, окрыленный любовью к Богу, создавал с помощью людей и простого звания, и знатных, благородного происхождения. Они несли свои копеечки и достояние.

К мудрому пастырю Христову пришли верные сподвижники – педагоги и воспитатели. А начальство и духовное руководство взял на себя отец Георгий, подавая всем пример трудолюбия, воздержания и смирения, избегая суеты мира.

22 октября 1903 г., в день празднования иконы Казанской Божией Матери, состоялось в Спас-Чекряке освящение второклассной школы, которой не было даже в уезде. Освящение школы обратилось во всенародный праздник в Спас-Чекряке, на который приехали духовенство, губернские и уездные представители властей, губернские и уездные представители властей, духовные дети о. Георгия, почитатели его святости.

В приходе о. Георгия было построено еще несколько школ: Сиголаевская (дер. Сиголаево), Шпилевская (дер. Шпилево) и Меркуловская (дер. Меркулово), в которых о. Георгий был попечителем и законоучителем. Его почитали благодетелем и Болховского уезда, и всей земли орловской. Без благословения о. Георгия в уезде не начиналось никакое дело, за советом, за помощью обязательно ехали к нему.

Отовсюду ехали в Спас-Чекряке люди разных положений и состояний, знатные и простолюдины, чтобы убедиться в истинности той славы, которая распространилась об этом светлом уголке в глубине России.

Посетил Спас-Чекряк классик русской литературы М. Пришвин, и о тех дивах, что представились в Спас-Чекряке, он написал очерк «Новая земля». Рассказывал он и о святом колодце батюшки Егора, и о великой преданной вере почитателей подвижника, и о чудных случаях прозрения и излечения христиан.

Высоко чтил подвижника святой Иоанн Кронштадтский и выговаривал орловским паломникам, зачем они ездят к нему, когда у них есть такой святой батюшка, заслуживший своей богоугодной жизнью любовь у Господа.

На другой день после октябрьского переворота о. Георгия в Спас-Чекряке посетил Орловско-Севский епископ Серафим (Остроумов), будущий новомученик. После беседы с прозорливцем он покинул его дом со слезами на глазах.

Поручая себя Промыслу Божиему, о. Георгий продолжал утешать свою паству, проживающую в столь мятежном мире. И благодаря его святым усилиям Спас-Чекряк был как бы островком посреди разбушевавшегося моря.

Церковь отделили от государства. Власти стали разжигать ненависть к ней и духовенству. Преследовать стали всех духовных лиц и их родственников.

Осенью 1918 года красноармейцы приехали и за батюшкой в Спас-Чекряк, чтобы забрать его в тюрьму. Но, увидев его необыкновенную кротость, смирение и любвеобильность, несколько даже растерялись: как такого человека арестовать?

В уездной тюрьме не ведали, что делать с новым знаменитым арестантом, как же записывать его во враги народа. На свои средства содержал сиротский дом, несколько школ, кирпичный завод, больницу, всегда помогал крестьянам. Люди его любили и стеной были за него. С удивлением смотрели большевики на высокую личность пастыря, в глазах которого сияла истинная любовь к Богу и людям и желание служить им до последнего вздоха.

Промысел Божий продолжал хранить угодника среди разбушевавшегося мятежа. Власти выпустили его из тюрьмы, опасаясь гнева народного. Но в начале двадцатых годов в Спас-Чекряк прибыла специальная комиссия по изъятию церковных ценностей и потребовала сдать все изделия из золота и серебра. Ценностей у священника не оказалось, его обвинили в укрывательстве, арестовали, отправили уже не в уездную тюрьму, где могли к нему проявить какое-либо снисхождение, а в губернскую.

Желая унизить его сан, служители тюрьмы давали отцу Георгию выполнять самые грязные унизительные работы. Но другие арестанты сами стремились сделать их, всячески ограждая полюбившегося им батюшку от утеснений. Власти и на этот раз не смогли предъявить батюшке улик его виновности и снова были вынуждены отпустить. Бог продолжал оберегать своего угодника.

Жизненные невзгоды и неустанные пастырские труды ухудшили здоровье священника. Начались боли в желудке, печени. Болезнь сковывала так, что не было сил встать на ноги.

Но и на смертном ложе не оставлял батюшка своей попечительности о ближних, не отказывал приходящим к нему людям, принимал их лежа и говорил им: «Все. Оставляю вас. Надейтесь теперь на Бога. А ко мне с вашими бедами приходите на могилку, как к живому. Как и прежде, буду за вас молиться и вам помогать».

Перед смертью о. Георгия обвалился святой колодец в Спас-Чекряке, а неподалеку забил новый родник. Батюшке принесли из него воды. Он помолился над нею, попросил вылить воду в родник, который, как заповедовал, станет священным колодцем, будет теперь исцелять верующих.

Умер он 26 августа 1928 года по старому стилю. Всех лет его земной жизни более 73. Множество народа спешило в Спас-Чекряк, желая воздать долг почитания и любви, попрощаться с тем, кто жил Бога ради. Властям не удалось запретить поклонения усопшему. Плач стоял по нему великий. Многие только теперь поняли, к какой святости были приобщены.

Гроб с телом в величественном крестном ходе обнесли вокруг церкви и похоронили святого около церкви у алтаря.

Прошли десятки лет, многое переменилось и в России, и в Спас-Чекряке. Но неизменно появилось то, что не может рука человеческая разрушить – дела Божии. Не загладилась и уверенность в святости о. Георгия Коссова. Духовные дети его поставили памятник и оградку на могиле. К ней «не зарастала народная тропа». Люди испытывали на себе помощь от молитв к о. Георгию, оказывались свидетелями чудес по его представительству. Он являлся в сновидениях, люди исцелялись, купаясь в батюшкином святом колодцу.

В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Георгий Коссов за свое святое житие был канонизирован в чине священноисповедника. Орловское духовенство обрело мощи священноисповедника Георгия Коссова в день памяти Великомученика Георгия Победоносца, который в дни земного бытия батюшки был его ангелом-хранителем. И отныне 9 декабря будет днем обретения святых мощей священноисповедника Георгия Коссова.

Валентина Амиргулова, писатель. Г. Орел.

Существование актера на сцене связано с режиссерской концепцией спектакля, он вживается в мир, придуманный постановщиком, сценографом, художником по костюму. Правда, в "Русском стиле" постановочная часть очень ненавязчива и на актера ложится огромная нагрузка: зритель совсем рядом, и когда слышишь его дыхание, погружаться в созданный на репетиции образ трудно, так и тянет общаться со зрителем напрямую, нести слова, мысли. А характерсыграть - это не каждый может. Наверное, поэтому так убедительны герои Липова, так притягивают они своей внутренней жизненной энергией, что запоминаешь их надолго. Сол Бозе, циничный прохиндей и мошенник, задумавший ради денег погубить старушку Памеллу, попадающий впросак, потому что бог шельму метит, а он и есть та шельма - первая роль Александра Липова на сцене театра "Русский стиль" в комедии: "Как пришить старушку".

Я часто думаю: актер работает сам с собой, со своим телом, со своими чувствами. Как же ему удается сыграть человека, у которого тело другое, и чувства иные, и вообще суть другая? Как-то великая Ермолова призналась, что каждый раз ищет в роли маленького человека. Вот и у актера Липова в работе над ролью идет подобный процесс. Он лепит своего героя, отталкиваясь от пьесы, но на материале жизненном. Его Сол выявляет себя в разных житейских подробностях, обрастает разными узнаваемыми чертами характера, узнаваемыми и убедительными, и тогда этому отрицательному персонажу в какие-то моменты сочувствуешь. Липов всегда сам творит свою роль в лучших традициях русской актерской школы, которая славится в мире. Ну а в том, что современный театр не так уж часто нас радует, так школа тут не при чем. Режиссуре часто нужен прежде всего не творец, а исполнитель, да и сам актер настоящую школу получает не всегда, в Орле таких актеров мало. Липову повезло. Он учился у прославленных мастеров кинематографа, а мастерство ему преподавал актер старой мхатовской школы Шишков - отсюда у Александра Александровича такая дотошность в работе над образом. Хотя, конечно, долгая работа в кино, наверное, сказывается, там все-таки другой способ существования: театр -искусство условное, а кинематограф условностей не терпит, нужны иные средства выразительности и может быть, ему в театре непросто.

И тем не менее, ленинградский киношный актер Александр Липов и орловский театр "Русский стиль" оказались друг другу нужны. Конечно, молодой коллектив с оригинальным репертуаром интересен для человека, жаждущего творчества. Но с другой стороны, театр беден, не имеет больших постановочных возможностей, труппа еще не успела нажить профессионального опыта. Хотя в то время еще работала превосходная актриса мхатовской школы Марина Соколова, и сегодня есть очень крепкие актеры Анатолий Ващенко и Алексей Горб, но в основном, репертуар строился на молодых, так что в театре свои проблемы, хотя театр нелжив, искренен и открыт для интересных замыслов. У Липова были свои творческие идеи, которые хотелось воплотить, а в этом живом, еще не окостеневшем театре, возможности для экспериментов были. Художественный руководитель театра Валерий Симоненко любую инициативу приветствует и всячески помогает. Липов принес в театр сценарий по рассказу выдающегося японского писателя Акутагава Рюноске "В чаще". Детективная история, где свидетели убийства дают совершенно полярные показания, и даже дух убитого не вносит ясности в суть происшествия, - эта история органично вошла в историю взаимоотношений двух гениев - самого Акутагава и театрального режиссера и актера Мисимо. Спектакль - размышления о мире, где нет истины; о творчестве, которое заходит в тупик, потому что нет ответов ни на один вопрос, рождающийся в душе художника. Липов сыграл и режиссера, и актера и всех героев этой горестной истории, вдохновенно, мощно, увлекая нас силой и страстью мысли писателя.

Почему мы выделяем для себя того или иного актера? Вот, скажем, тот же Александр Александрович - совсем не геройская внешность, но при этом - совершенно неотразмое природное обаяние, и каждый раз после спектакля ловишь себя на мысли о нем. Почему? Чем нам интересен вообще актер? Наверное, содержанием роли, тем жизненным объемом, который он нам открывает. А что нужно, чтобы это содержание рождалось в актере? Вот и опять возвращаешься к тому, о чем мы говорили вначале: сам из себя актер делает роль, поэтому, если он, как в копилку, складывает в свою душу свои впечатления, эмоции, самые разные сведения, представления, все пропускает через себя, сам размышляет - для себя! Вот из этого богатства и рождается жизненный объем. Конечно, Липову повезло: и школу хорошую получил, и в Ленинграде жил, и многих людей талантливых знал, со многими дружил, как вот с величайшим музыкантом нашего времени, уже ушедшим Валерием Гаврилиным, много видел и много читал, библиотеку свою рокошную собирал всю жизнь, на концерты в филармонию бегал, на выставки -- так ведь не у каждого актера потребность в этом есть. Правильно сказал покойный философ литературы Наум Яковлевич Берковский: "Только талант обладает способностью к саморазвитию". Я думаю, талант Александра Александровича Липова не дает ему покоя, поэтому его хватает на все. Он со страстью, ему свойственной, отдается и всяким премудростям и делам хозяйственным, вот недавно угощал меня отменным медом от собственных пчел. И при этом он на все имеет свое основательное суждение, а без него - то, без суждения этого, самую маленькую роль убедительно не сыграешь.

Вот недавно в "Русском стиле" родился любопытный спектакль по драматической поэме Сергея Есенина "Пугачев". Режиссер Ю. Михайлов не смог перевести поэзию в жанр драматургический, найти ему адекватное сценическое решение, но актеры соприкоснулись с настоящей поэзией, поработали над поэтическим словом, давая ему жизненный объем и философский смысл. Липов сыграл Хлопушу, беглого каторжника, который пришел за правдой к народному мстителю Пугачеву. Актер вышел на сцену с потрясающим монологом, у его героя кипело нутро. Его герой существует на пределе чувств. Роль маленькая, но за несколько минут сценического времени Липов успевает сыграть запоминающийся образ бунтаря с мятущейся душой.

А в этом сезоне мы увидели Липова в роли главы орловской полиции Цыганка в спектакле "Грабеж". В рассказе Н.С. Лескова -- это приземистый хохол -- "совсем как черный таракан". Он виртуозно владеет своим делом: не моргнув глазом, берет взятки и все, на что, как говорится, глаз упадет, и в одну минуту "раскручивает" любое происшествие. Кто прав, кто виноват - не важно. Так заморочит голову человеку, что он рад отдать все на свете, лишь бы уйти скорее из полиции от греха подальше. Эту анекдотическую фигуру Липов играет серьезно, придавая ей значительность. Его Цыганок - олицетворение государственной машины, построенной на коррупции и взяточничестве. Стоя спиной к зрителю, он напоминает несокрушимый монумент, как несокрушима система, в которой человек - ничто, а чиновник - надежда и опора власти. И как ее не сокращай, сколько не повышай зарплату чиновнику, он брал и будет брать взятку, и пальцем не пошевелит, чтобы что-то к лучшему изменить в стране. Липов укрупняет образ, делает его устрашающе современным. Актеру есть что сказать своему зрителю. Не случайно, в этом спектакле, весьма далеком от совершенства, Цыганок едва ли не самый интересный персонаж.

К сожалению, актеру возрастному в театре "Русский стиль" нечасто приходится играть новую роль. В силу своих причин, репертуар обновляется медленно, и хорошо, если в сезон выпадет новая работа. А замыслов у Липова много, он из тех, кто сам ищет себе дело. Вот недавно предложил философскую притчу Ф. Дюрренматта "Авария", и надеется, что в новом сезоне зритель ее увидит.

Сегодняшний театр развлекает, утешает, оглядывается на эстраду, на обывательскую мораль, на все, что угодно зрителю, растерявшему истины нетленные, уставшему от лжи, разочарованному во власти, живущей своей отдельной от народа жизнью. Зачем тогда театр сегодня? У Александра Александровича Липова на этот вопрос ответ есть. " В свое время люди говорили, что театр - это храм, - я считаю, что это не совсем так, - говорит актер,- храм и есть храм. На мой взгляд, театр - это нечто среднее между храмом и человеческой жизнью. Это как священник в Храме. Ведь он же проводник. Хотелось бы, чтобы театр был проводником в моментах постижения истины и разрядки душевного напряжения, и для зрителей и для нас, актеров. Но чтобы критерии были вот такие, как в храме. И чтобы обязательно катарсис был, очищение…"

И где вы такой театр видели сегодня? Нигде. Он - в идеале. А без идеала, без цели, нет движения вперед. Есть театры, которые уже умерли, в которых не бьется, не трепещет ни одна живая жилка. И актеры в нем - все понимающие и ноющие, что мол, деваться некуда, надо лямку тянуть, или врущие публично, что все у них хорошо. А есть актеры - живые, одержимые внутренним беспокойством, которые и в безвременье живут достойно, не разменивая творчество на пошлость обыденности. Это не значит, что каждая работа приносит им успех. Не в успехе дело. А в том, как они строят свою жизнь. Помните, у Пастернака: "цель творчества - самоотдача". И еще: "позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех". Александр Липов - человек, как говорится, не внешний. Он соотносит свою жизнь с жизнью великих, с высотой их дум и стремлений, с законами божескими и человеческими, он мучается от собственного несовершенства и не позволяет душе лениться и, наверное, это правильно, хотя и не!

просто. Он мог стать филологом и историком, искусствоведом или философом, но стал актером. Такая у него судьба.


© 2002−2024 Сетевое издание "Вести-Орел" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись средства массовой информации серия Эл № ФС77-84935 от 21 марта 2023 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Г. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71.